Новосёлки: Бенуа в болоте

Jul 22, 2015 00:43



Соседняя с Московской Тверская область - самое место для лесной глуши, медвежьих в прямом смысле углов, болот, расстилающихся на тихих просторах, не тронутых ни асфальтом дорог, ни сотовой связью, ни присутствием людей и машин - разве что лесовозами. А болото, глушь, медвежий угол - самое место для храма, спроектированного известнейшим петербургским академиком. Ему, храму, за болотом, в лесу, подальше от людей, не так уж и плохо - почти целый стоит, а между тем, спроектированный в тот же 1894 год тем же Леонтием Бенуа собор в Варшаве давно взорван поляками. Неисповедимы пути Господни, и для храмов, и для людей. "Неизвестная провинция" по двойному следу дважды уже там побывавшего uchazdneg, перемежающемуся следами медвежьими, протоптала 4 июля 2015 года путь в бывшее село Новоселки Оленинского района Тверской области. Сухая погода позволила нашему замечательному водителю Валерию подъехать совсем-почти-очень близко - оставалось еще 3 км пешком (а мы уж на 9 настраивались!).

Предысторию "открытия" этого труднодоступного и красивого памятника можно почитать здесь, а история его появления такова.
В 1894 богатый, культурный и местами щедрый Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (Мальцев) заказал Леонтию (Людовику) Николаевичу Бенуа проект церкви при не самом крупном своем заводе - Новосельском стекольном. Надзор за строительством осуществлял архитектор Ф.В. фон Рентель, освящение церкви во имя Веры, Надежды, Любови и Софии состоялось в конце 1898 г.
Опубликованный в журнале "Зодчий" в 1894 г. проект был реализован в Новоселках в точности: четырехстолпный одноглавый трехапсидный храм с притвором, с 16-скатным покрытием, с новгородскими лопастями на фасадах, мощным барабаном, декорированным также новгородскими стилизованными деталями.






Единственное - на этих чертежах не представлена звонница, выстроенная отдельно, в юго-западном углу церковного участка.



Фото бельского фотографа Ф.Беленького с освящения храма.

Проект для своего времени новаторский, ибо впервые программно вводит в церковную архитектуру рубежа XIX/XX вв. новгородскую тему. Подчеркиваю, это 1894 год. Да, уже есть церковь в Абрамцеве. Но нет ни неорусских опытов Шехтеля, ни Покровского, ни Щусева. Художническая причуда не замечена архитекторским цехом. Архитекторы сами ищут новых путей для национального направления, и Леонтий Бенуа тут идет первым. Параллельно (и даже чуть раньше) с созданием изысканных, но вполне укладывающихся в рамки высочайше одобряемого русского стиля храмов в Дармштадте и Бад-Хомбурге он начинает экспериментировать. Для того же Ю.С.Нечаева-Мальцева в Гусь-Хрустальном он проектирует длинную трехнефную базилику, снаружи оформленную в русском стиле, уже избавляясь от декоративной избыточности поздней эклектики. Собор Александра Невского в Варшаве пополнил ряд самых величественных русских пятиглавых храмов типа Успенских соборов Владимира и Москвы. Это было новое прочтение владимиро-суздальских прототипов, новое отношение к масштабу, стремление к синтезу искусств. В Новоселках Бенуа обращает внимание на непопулярные на тот момент памятники средневекового Новгорода. Опубликованный в "Зодчем" проект, я думаю, немало поспособствовал актуализации новгородско-псковской стилистики. Это были шаги вперед, но шаги все же несколько скованные, и результаты вышли компромиссные. Бенуа слишком академичен, слишком правилен. В Новоселках это хорошо заметно: новгородские формы в жестком, идеально ровном исполнении, строгая симметрия создают неожиданный кавказский эффект. Русскому стилю был нужен раскрепощающий "волшебный пинок" модерна, чтобы, наконец, завершилось его превращение в неорусский.
Вся эта компромиссность не умаляет художественных достоинств храма - он "крепко сбит", и после рубки деревьев волонтерами "Сельской церкви" в 2011 г. выглядит как некая идеальная модель безупречных пропорций.
Но почему-то ни в одном современном издании, в том числе в монографиях уважаемого В.Г.Лисовского, этого храма нет.


Вот по этой дороге мы и ехали.



Это наш автобус.


А это уже дорога в Новоселки, по которой проехала только "Нива", а жители автобуса пошли пешком. К храму - вперед и влево.



Здесь начиналось село.




Бывшая главная улица. От завода, прекратившего существование вскоре после революции, не осталось ничего. А село до сих пор изображено как существующее на всех печатных картах.










Краснеет бытовка лесовалов. Наш любознательный водитель тоже ходил к объекту :)


Последний дом Новоселок.










Дальше посреди бывшего села - болото, и нам повезло, что оно почти пересохло.




Наконец, показывается храм.



Строго говоря, тут много эклектичного, нарушающего чистоту новгородской темы: аркатура на апсидах, порталы, ширинки.
Кладка центральной апсиды повреждена корнями росшего там до 2011 г. дерева.

















Портал белокаменный, как и редкие декоративные вкрапления.


Внутри пусто и просто. Информационные стенды установлены волонтерами.











Это звонница с внешней стороны. некоторые путешественники рассказывают, что под ней жила медведица с медвежонком.


Когда там был я, медведи жили уже на самой звоннице, и были почему-то в синем :)
Со звонницы открываются лучшие виды на церковь.











На куполе - вмятина от военного снаряда. Новоселки во время Великой отечественной оказались совсем рядом со страшной ржевской мясорубкой, и даже удивительно, как храм уцелел. И крест остался.



Все участники поездки получили магнит, где Ксения Сулим изобразила принимающую сторону, которая нас проигнорировала. Размер медведя несколько преувеличен, равно как и доброта на лице, но в целом образ места передан точно. Получив с утра такой магнит, уже просто нельзя было не доехать и не дойти!

неорусский стиль, Тверская область, русский стиль, храмы

Previous post Next post
Up