СОДЕРЖАНИЕ
ЧАСТЬ 1. ВОЙНАПРЕЗИДЕНТ: МИРОТВОРЕЦ ИЛИ СОЗИДАТЕЛЬ?
ВЫБОР: ВОЙНА ИЛИ МИР?
ОБЩЕСТВО: ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ОТРЕЗВЛЕНИЕ?
ЧАСТЬ 2. СОЗИДАНИЕ
ИДЕОЛОГИЯ: ПОТРЕБЛЕНИЕ ИЛИ СОЗИДАНИЕ?
ИДЕОЛОГИЯ СОЗИДАНИЯ: ПРИНЦИПЫ И ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕСТВО СОЗИДАНИЯ: САМООРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЙСТВИЯ ЧАСТЬ 2. СОЗИДАНИЕ
ИДЕОЛОГИЯ: ПОТРЕБЛЕНИЕ ИЛИ СОЗИДАНИЕ?
Исторические процессы и перемены народных настроений очень инерционны. Десятилетия и столетия требуются нациям для проверки верности принятых решений и выбора очередных путей движения в будущее. Возникновению индустриально развитого СССР с просвещенным обществом, передовой наукой и самодостаточной экономикой предшествовали тяжелые годы гражданской войны, военного коммунизма, НЭПа, коллективизации, чистки партийных рядов и формирования нового, советского, типа человека. Как и любая сильная держава, СССР долго и мучительно рождался в горниле истории.
Аналогичное утверждение справедливо в отношении исторического пути Российской Империи. Трудно давшееся Руси обращение в православную веру, княжеские междоусобицы, непрерывные войны за право существовать и расширять территорию державы, времена смуты с внешней интервенцией, народным ополчением и сменой царской династии, преследование язычников и староверов, страшное закабаление крестьян крепостным правом, интриги, заговоры, перевороты, доблестные победы, гениальные достижения в науке и культуре. Такова школа жизни русского народа, тысячелетней борьбой и трудом создавшего Великую Россию. Историческая память былых времен глубоко укоренилась в наших генах, но она составляет лишь часть богатого наследия прошлого. Нам предстоит еще шире приоткрыть страницы истории до крещения Руси и постигнуть утраченную мудрость нашего народа, чтобы восстановить связь времен и обрести корни.
За путинские годы «новая» Россия судорожно искала себя. Наша страна переболела «русскими маршами», «болотными площадями», «честными демократическими выборами», словесными «поединкам у барьеров», пространственными дискуссиями о судьбах России «отечественных пророков» и прочей проходящей хворью. Как бесславный итог, Россия сейчас находится на пике своей потребительской праздности и бесцельных блужданий в исторических потемках. В то же время, в стране появились новые талантливые ученые, мыслители, исследователи, аналитики, эксперты, интеллектуальный труд которых воодушевляет и обнадеживает. Их смелые и разумные идеи интегрируют фундаментальные традиции России, успешный исторический опыт всего мира и передовые разработки. Они предлагают прорывные решения, позволяющие использовать перспективные возможности и преодолеть грозные вызовы будущего. Правда, большинство этих решений слишком идеалистично и пока является не более чем красивой, открывающей новые горизонты теорией, требующей глубокой проработки, чтобы быть реализованной на практике. Подоспело переполненное деятельной энергией, но недостаточно востребованное новое поколение, часть которого застала последние 10-15 советских лет, а другая - родилась в начале 90-х. Сейчас возник уникальный момент. Российское общество исторически «закалилось» и созрело, став готовым прийти к согласию в оценке текущей ситуации и выборе пресловутой «национальной идеи», чтобы вновь обрести народное достоинство и в едином деятельном порыве начать уверенно созидать, крепнуть и развиваться.
В постоянном движении по бесконечной спирали истории мы в очередной раз подошли к истоку нашей правды, силы и благодати - Созидательной Соборности, которая есть суть нерушимого Русского Мира.
Соборность - это не что-то архаичное, затерянное в прошлом и потерявшее актуальность. Это оптимальная вневременная форма организации общества, позволяющая максимально расширить жизненные возможности объединенных общими ценностями людей при сохранении свободы личности каждого человека. В таких типах общества достигается синергетический эффект умножения возможностей всех членов путем коллективного решения общих проблем и создания доступных каждому человеку условий для развития и самореализации. Анализируя исторический опыт России, можно сделать вывод о том, что соборность являлась идейным стержнем общественного и политического устройства России в периоды становления и наивысшего развития (Российская Империя, СССР). Правда, в те времена имелись недостатки в виде чрезмерной бюрократизации и централизации власти, отсутствия условий для максимально полной реализации личной инициативы людей. На тот момент эти недостатки были оправданы, являясь издержками исторического взросления государства, но сейчас могут быть устранены с опорой на полученный опыт построения федеративного государства и гражданского общества. При этом чрезвычайно важно заменить в общественном сознании стремление к ложной и порочной внешней свободе личности от общества, провозглашаемой западным либерализмом, на стремление к внутренней свободе человека для личной самореализации во благо общества.
Соборность сама по себе не дает полноценное определение общественного устройства, поскольку не решает всех стоящих перед обществом задач. Соборность отвечает на вопрос «как объединяться?», но не дает ответа на вопрос «для чего объединяться?». Это средство, а не цель общества. Зачастую понятие «соборность» становится предметом спекуляций или не совсем грамотного применения. В этих случаях соборностью пытаются подменить вопросы целеполагания. Таким образом могут продвигаться религиозные взгляды или искусственно разработанные научные концепты. В своем исходном, идеалистическом, виде соборность - это всего лишь красивая сказочная идея о счастливой и благополучной жизни нравственно возвышенных людей. На практике такая «сказка» превращается в толпу людей, борющихся за свое скромное место под солнцем и жестко управляемых в своих интересах небольшой группой «идеологов».
Соборности придает смысловую цельность дополнение компонентом, направляющим объединенные усилия общества в конкретном направлении с четко запланированными результатами. В таком виде соборность превращается в полноценный инструмент для практического использования в решении стоящих перед обществом задач. История человечества являет примеры проявления соборности в виде сильной общественной консолидации с диаметрально противоположными знаками - разрушительной (сионизм, нацизм, фашизм) и созидательной (социализм, крестьянские и религиозные общины). Соборный путь России всегда был созидательным. Именно дополнение соборности компонентом созидания превращает абстрактную идею в действующую сверхидею, объединяя в жизненном пространстве идейное и практическое измерения в единую систему. В данном случае соборность является формой, а созидание - наполняющим ее содержанием.
Созидание - это естественный механизм активизации и мобилизации внутренних сил организма или объединенной группы существ для выживания и решения жизненно важных задач. Удивительная природа нашей планеты созидательна по своей сути. Она непрерывно утилизирует все отжившее и рождает новое, необходимое для продолжения и улучшения жизни.
Применительно к человеку созидание можно определить как осознанное создание новых благ и ценностей, осуществляемое через творчество, труд, производство. В психологическом смысле погружение в процесс созидания нового ценного продукта формирует и усиливает в психике человека особую доминанту, которая смещает акцент внимания с негативных сторон жизни на позитивные и способствует высвобождению внутреннего потенциала. Соответствующее изменение внутреннего состоянии человека выражается в ясном мышлении, радостных эмоциях, энергичных действиях, бодрости духа и уверенности в успехе.
Созидательно действующий человек погружается в «поток», выстраивающий мышление, ощущения, действия, жизненные обстоятельства в одном желаемом продуктивном направлении. Позитивный побочный эффект такого образа мыслей и действий выражается в том, что автоматически решаются внутренние и внешние проблемы человека. Объясняется это тем, что образы проблем лишаются подпитки психической и физической энергией человека, а это приводит к исчезновению предпосылок для их появления как внутри самого человека, так и в окружающей жизни. Когда человек занят хорошим делом, плохого в его жизни становится меньше. Созидательная деятельность - это профилактика от любых болезней и проблем.
Суть человека - Творец. Цель жизни человека - Созидание. Взгляд на человека и его жизнь с такой точки зрения позволяет ответить на извечные вопросы человечества: раскрыть подлинную природу и весь потенциал человека, придать высшую ценность человеческой жизни, органично вписать жизнь человека в окружающую природу, выстроить оптимальные отношения между людьми. Даже сакральный смысл священных писаний открывается в новом свете и обретает легко постижимый смысл, который можно с пользой применить в земных делах.
Данные суждения о сути и значении созидания в отношении индивидуума можно перенести на общество и страну. Россия сейчас задыхается от бездействия, дефицита труда, деградации производства, отсутствия атмосферы созидания. Проблемы страны не в том, что она делает что-то плохое, а в том, что она не делает хорошее. Наше спасение в труде. Секрет нашего успеха в созидании. В потоке созидания все части страны - общество, власть, исторический опыт, интеллектуальный багаж, богатство территории, денежно-материальные ресурсы, возможности настоящего, перспективы будущего - входят в состояние резонанса и, как единый организм, начинают работать на создание новых благ и непрерывное улучшение жизни современных и последующих поколений. Основной деятельностью страны становится рождение и воспитание здоровых прогрессивных людей, создание передовых знаний, производство качественных товаров, творение высокой культуры. Все это происходит в гармоничном балансе с окружающей средой без истощения природных ресурсов и ухудшения экологии.
Решению вопроса по определению формы общественного устройства и постановке общественных целей должно предшествовать решение вопроса по определению смысла и содержания жизни самого человека. Ведь общество является следствием человека, как первопричины и базового элемента социума. Наука об обществе и политика управления обществом должны вытекать из подлинной науки о человеке (далее - Наука о человеке), опираться на человеческую природу и быть направленными на удовлетворение жизненно важных потребностей человека. В настоящее время подходы к построению общества и государства поставлены сверх на голову. В правовом поле отсутствует место для Науки о человеке, поэтому большинство утвержденных официальным законом норм ничтожно по отношению к понятию о человеке, как о разумном существе. Политики ставят человека в контекст сформулированных ими же государственных целей и юридических правил, тем самым игнорируя или, хуже того, подавляя природу и жизненные стремления человека.
Отметим очень важный момент. Создание Науки о человеке, как наиболее полного и универсального свода практически применимых гуманитарных и антропологических знаний, требует междисциплинарного подхода и проведения большой совместной работы специалистов различного профиля. Подлинная наука системно подходит к изучению человека. Она описывает все составляющие части человека, влияющие на образ его мыслей и действий, раскрывает логику их взаимодействия и предоставляет человеку практические инструменты оптимального управления самим собой. Пока зафиксируем здесь факт необходимости создания такой Науки и приглашаем заинтересованных специалистов к объединению усилий для проведения этой работы.
Человек, живущий в соответствии с верными знаниями о самом себе, имеет абсолютное здоровье, ясное понимание своей подлинной сути и жизненного предназначения, максимальный жизненный успех и ощущение высшего счастья.
Современная политика смотрит на человека как на потребителя:
Человек = Потребитель материальных (еда, вещи и пр.) и нематериальных (развлечения, культура и пр.) благ
и на общество как на общество потребителей:
Общество = Социальный потребитель материальных и нематериальных благ
Соответственно существующая политика, в первую очередь, направлена на удовлетворение потребностей общества и человека в контексте общественного потребления и только, во вторую - на востребование способности человека создавать новые блага и ценности. Инструментами такой политики служат взимание налогов, получение выручки от экспорта сырья, доход от процентов по банковским кредитам. Экономика в такой системе носит фискально-распределительный характер, а счастье человека зависит от степени удовлетворения его потребностей.
Политика Созидания смотрит на человека как на Человека-созидателя, Человека-Творца:
Человек = Творец материальных и нематериальных благ
и на общество как на Общество Созидания, Общество Творцов:
Общество = Социальный Творец материальных и нематериальных благ
Политика Созидания направлена в первую очередь на предоставление условий и возможностей для осуществления индивидуальной и коллективной созидательной деятельности по производству новых благ и ценностей. Благодаря оптимальной организации и высокой производительности труда в обществе создается избыток благ. Концентрация людей на созидательном аспекте жизни умеряет объем желаемых и потребляемых ими благ, доводя его до нормального уровня, обусловленного здравым смыслом и естественной природой. Проблема нехватки потребляемых благ отпадает вместе с необходимостью применять жесткие фискальные меры в экономике. Часть благ государство начинает создавать само и централизованно направляет их на решение социально-экономических задач. Часть потребностей людей удовлетворяется за счет локальных ресурсов благодаря повышению самодостаточности административно-хозяйственных единиц страны. Счастье Человека-Творца в «обществе созидания» зависит только от степени реализации его созидательного потенциала в производстве новых благ и ценностей.
Условием перехода России к реализации такого созидательного сценария жизни является установление в государстве соответствующей идеологии - Идеологии Созидания.
Андрианов Андрей
ИСТОЧНИК Продолжение
ЗДЕСЬ