Величие империи

Jun 10, 2022 18:38

Тут близится очередная громкая дата, связанная с Петром Первым. Да, грех жаловаться, в истории России во главе страны было достаточно ярких личностей, вне зависимости от качественной оценки этой яркости. Но даже среди всего этого блеска и богатства именно фигура Петра, мне представляется, занимает место вполне справедливо именованное Первым.

А упомянутые качественные характеристики давать довольно бессмысленно, и не только в короткой интернетовской реплике, но и в любом самом подробном, обширном многотомном исследовании. Всё равно каждый останется при своем мнении. Для кого-то он в любом случае будет великим реформатором и создателем могущественной гигантской империи, а для кого-то - тираном и самодуром, основателем до сих пор действующей системы рабства, пустившим страну по ложному и порочному пути надувания щек государством за счет свободы и достоинства личности. Здесь консенсуса не будет никогда, да и вряд ли он в принципе возможен, а, главное, нужен.

Но, как ни странно, во всех, даже в самых жарких спорах о Петре, и не то, что скрывается, но как-то отходит на второй план один очень простой, хотя внешне и несколько противоречивый момент. Чисто хозяйственный. А ведь тут есть вещи как будто несомненные. Именно Петр прежде всего ввел Россию в мировой рынок, по сути создал промышленность и вообще приобщил к самым передовым западным технологиям. Не говоря уже о таких мелочах, как строительство и флота, и небывалое для страны гражданское, и множество ещё чего подобного и крайне полезного.

Но мало кто обычно обращает внимание на скучную бухгалтерию. Если даже не считать огромного количества прочих грандиозных и, нередко, абсолютно провальных с экономической и финансовой точки зрения, так, условно скажем, почти авантюр, то только двадцатиоднолетняя Северная война привела к тому, что после смерти Петра Россия осталась практически разорённой. И потребовалось ещё не одно десятилетие напряженнейших усилий, чтобы залатать все созданные им прорехи. Да, на самом деле, ещё не факт, что это когда-нибудь полностью и окончательно удалось. При том, что Петр не только сам тратил не совсем «по карману», но и на будущее заложил эту тенденцию. Впрочем, как сейчас принято говорить, «это уже совсем другая история».

А вообще-то, как ни странно, лучше всего о Петре написал (при том, что формально стихи вроде вовсе и не о Петре), на мой вкус, довольно посредственный поэт, а уж человек и вовсе омерзительный. Но Господь не всегда точно выбирает, на чью голову плюнуть.

А все-таки нация чтит короля -
безумца, распутника, авантюриста,
за то, что во имя бесцельного риска
он вышел к Полтаве, тщеславьем горя.

За то, что он жизнь понимал, как игру,
за то, что он уровень жизни понизил,
за то, что он уровень славы повысил,
как равный, бросая перчатку Петру.

А все-таки нация чтит короля
за то, что оставил страну разоренной,
за то, что рискуя фамильной короной,
привел гренадеров в чужие поля.

За то, что цвет нации он положил,
за то, что был в Швеции первою шпагой,
за то, что весь мир изумляя отвагой,
погиб легкомысленно, так же, как жил.

За то, что для родины он ничего
не сделал, а может быть, и не старался.
За то, что на родине после него
два века никто на войну не собрался.

И уровень славы упал до нуля,
и уровень жизни взлетел до предела...
Разумные люди. У каждого дело.
И все-таки нация чтит короля!

Previous post Next post
Up