Первая часть -
здесь.
В конце 60-х годов ЛиАЗ-677 постепенно начал вытеснять с городских маршрутов Советского Союза предыдущую массовую модель ликинского завода ЗиЛ-158В...
ЛиАЗ-677
Предшественник, разработанный зиловскими конструкторами, был приличным шагом вперед по сравнению с главным извозчиком жителей городов СССР 50-х, «155-м» ЗиСом. Увеличенная на радость кондукторам пассажировместимость, прогрессивная конструкция кузова, неплохой дизайн даже по сравнению с европейскими моделями тех лет.
Но время шло, модель устаревала, что-то надо было предложить на замену ЗиЛ-158. Этим «что-то» и стал «луноход-скотовоз» ЛиАЗ-677. Кстати, лично мне эти прозвища стали встречаться уже в перестроечное, или даже - в постперестроечное время. В детстве таких кличек не слышал ни разу. А услугами ЛиАЗика я пользовался постоянно: старшеклассником каждый день ездил на тренировки из одного подмосковного города в другой, а потом, поступив в институт - до ближайшей станции метро. Ездил, как правило, в набитых под завязку и кренящихся на один борт машинах (мне иногда было реально ссыкотно!). А если вдруг забывал дома кассетный плеер, вместо Depeche Mode наслаждался интересными звуками, издаваемыми из под пола. Блюмк-блюмк, тыц-тыц-тыц, блюмк-блюмк, пыдыдыч-пыдыдыч:
ЛиАЗ 677 звон бутылок ГМП:
https://youtu.be/PyNYT81kLFk Вообще, в памяти народной, автобусы этой марки остались тесными, тихоходными, разваливающимися по дороге «газенвагенами». А это обидно и незаслуженно. Потому что запоминается последняя фраза запомнились-то убитые, превысившие все допустимые сроки эксплуатации экземпляры. Подвеску рассчитывали на одно количество пассажиров, а сколько нас туда забивалось?.. Да и дороги 90-х, давно не знавшие, что такое ремонт, здоровья «ветеранам» не добавляли.
А ведь новинка VIII пятилетки была не так уж и плоха. Тесный по нынешним временам салон был всяко просторнее, чем у предшественника, а уж сравнивать с использовавшимися «по бедности» на городских маршрутах пригородными «Львiвами» и смысла нет. Шума, в отличие от 158-го (зря «Будильником» не прозовут, да и ЛАЗы, как я помню, пердели погромче) 677-й издавал поменьше. Ход у автобуса был ощутимо мягче. Да и водители, задолбавшиеся по несколько тысяч раз за смену рукояткой КПП «перемешивать бензин» на ура приняли новую машину. По крайней мере, поначалу, пока на новых изделиях всё работало исправно…
Окна побольше:
Двери пошире:
Модель воспроизводит «героя» кинофильма «Джентельмены удачи» 1971 года:
Однако на героя даже эпизода прототип не тянет: в кадре он ровно 6 секунд. Директор детсада Евгений Иванович Трошкин в исполнении Евгения Леонова получает звездюлей от больного на всю голову профессора-археолога Николая Георгиевича Мальцева, встретив последенего в салоне уже другой машины, что видно по форточкам на окнах.
Модель от компании CLASSICBUS воспроизводит ранний, хорошо, пусть будет «Луноход» (всё-таки «скотовозом» язык не поворачивается назвать). Форточки - в каждом окошке: цельные окна-запасные выходы «Выдерни шнур - выдави стекло!» появились позже.
В отличие от «героя» кинофильма, двери лишились бордового низа, указателей «Вход»-«Выход» и боковой маршрутной таблички.
Маршрутная табличка на борту автобуса - моя собственная лёгкая доработка модели.
Задние фонари - круглой формы, как на ЛиАЗах ранних выпусков. Требования стандартов ЕЭК ООН сказались на облике машины позже.
В аншлаге модели - таблички с номером и конечными остановками реально существовавшего 89-го маршрута.
Круглая передняя светотехника также соответствует ранней версии ЛиАЗа.
Салон раскрашен в три цвета, расположение сидений и поручней в целом верное и при разглядывании вызывает ностальгические воспоминания. Как ребёнком сидел на передней продольной лавочке и смотрел вперед по ходу движения или подсматривал за шофёром. Как упирался коленками в перегородку за водителем. Или как поджаривал лодыжки, прижатые к кожуху воздуховода отопления салона. Такое, правда, бывало редко. Это если посчастливилось посидеть в полупустом автобусе. Обычно приходилось трястись стиснутым телами попутчиков на накопительных площадках или прижатым к с трудом закрывшимся за моей спиной дверям.
ЛиАЗ-677 в компании со своими предшественниками.
ЗиС-155, ЗиЛ-158В и ЛиАЗ-677 - главные городские извозчики соответственно 50-х, 60-х и 70-х годов.
• Предприятие-изготовитель: ЛиАЗ, Ликинский автобусный завод
• Годы выпуска: 1967-1996
• Число мест: для сидения - 25, номинальная - 80, предельная - 110, реальная - и не сосчитать
• Мощность двигателя: 180 л. с.
• Максимальная скорость: 70 км/ч
• Количество выпущенных автобусов: 194 183
• Прототип модели: ЛиАЗ-677 ранних серий, 1971 год
• Модель 1/43: Classicbus 04002D ЛиАЗ-677 (улучшенное качество)
Ikarus 260
В моем детстве было три главных автобуса. На ЛиАЗ-677 (№ 352) мы доезжали из родного города до ближайшей к нему станции метро. На таком же, только 21-го маршрута, в старших классах я каждый день ездил на тренировки или соревнования в соседний город. На пригородном львовском автобусе № 324 «Москва-Бронницы» мы с семьёй часто ездили в гости к любимой тёте. Но этот «номер» ходил редко, и иногда мы садились в 323-й автобус «м. Ждановская - пос. Октябрьский», который пару километров до нужного нам места не доезжал, и нам приходилось топать пешочком. Зато вёз нас не тесный, натужно завывающий и тарахтящий ЛАЗ-695М (это который с жабрами на филейной части), а просторный, по-современному угловатый «Икарус» яркого, празднично-оранжевого цвета.
Мама так и говорила: «Бронницкого долго нет, поедем на рыжем». Что интересно, в наших краях Икарус-260 был признаком исключительно этого, 323 маршрута с конечной остановкой в Балятино, как по старинке называли посёлок Октябрьский старики. Все, что двигалось по нашему направлению ближе - это ЛиАЗы, а все, что дальше - ЛАЗы. Так что то, что к остановке приближается именно «323-й» видно было издалека.
Фото с сайта
fotobus.msk.ru Потом «Икарусов» на наших городских и пригородных маршрутах стало много. Окрашивались они, уже в желтый цвет или «охру», их окрас впоследствии переняли и ЛиАЗы. Эти цвета и вытеснили в сознании ту оранжевую окраску Икарусов, о которой пели в своём «Оранжевом настроении» Чайфы.
Поэтому «Икарус-охра» более популярен у собирателей, а его тираж в четыре раза превышает тираж оранжевой модели, 1000 против 250. Но меня радует именно оранжевый автобус. Во-первых, как воспоминание о детстве. Во-вторых, модель в таком окрасе просто красива, нарядна и празднична.
Автобус от компании CLASSICBUS лично на меня производит очень приятное впечатление. Надпись IKARUS на месте, шильдик «260» имеется. На фарах видна насечка, дворники травлёные.
Модель изображает раннюю модификацию Ikarus 260.01, с которых началось пришествие «260-х» в СССР. Отличительная особенность такой машины - крупная надпись I K A R U S «в разрядку» на передней панели.
Узкие форточки в каждом боковом окне и перегородка водительского отсека в цвет кузова - тоже признак почти полутора тысяч первых поставленных в СССР «Икарусов-соло».
Салон проработан неплохо (ну, о верхних поручнях отдельный разговор). Коричневый пластик имитирует дерматин раздельных икарусовских сидений, серебрянка - поручни с анодированным покрытием как раз ранней серии. Ещё бы имитацию плёнки «под дерево» на боковых панелях, которая хорошо запомнилась с детства, но это я размечтался.
Сложно сказать, насколько верен оттенок краски, который намешали китайские товарищи под присмотром товарищей московских. Сравнивать с цветными фото тех лет - дело неблагодарное. Воспоминания детства - штука ненадёжная. Но цвет, чёрт возьми, действительно красив. И оттенок пластиковых дисков весьма напоминает цвет кузова.
А вот главный косячок модели. Верхние поручни живут своей жизнью и ничего общего с потолком иметь не хотят.
Чтобы это заметить, на модель нужно посмотреть снизу, что бывает нечасто. Хотя, жаль, с этого ракурса автобус выглядит «как настоящий».
Донышко с имитацией компактного плоского дизеля Rába. Красиво, но он вроде должен быть зелёный…
А это снимок на конкурс «Самый идиотский ракурс модели на фотографии».
Вот они, два из трёх главных автобусов моего детства.
«Сладкая парочка».
Чего не хватает «Икарусу»? Конечно, тех самых маршрутных табличек и государственных номеров.
И всё-таки моделью я доволен. Не без косячков, да. Но в целом радует. На прототип похожа. О детстве напоминает. Цветом праздничным настроение поднимает. А что ещё надо? Да ещё не просто так, моделька, а подарок от любимой. И выбрала она его сама, потому как понравился ей очень.
В завершение маленький, меньше минуты, фильм про Икарус-260. На кадрах - именно эта модификация, ранний 260.01. Ролик чёрно-белый, но, похоже, цвет именно оранжевый.
https://youtu.be/-7jj_pOe3z0 • Базовая модель: Ikarus 260
• Предприятие-изготовитель: Ikarus (ВНР)
• Годы выпуска: 1972-2002
• Модификация: Ikarus 260.01 (1973 г.)
• Число мест: для сидения - 22, номинальная вместимость - 102
• Мощность двигателя: 192 л. с.
• Максимальная скорость: 63 км/ч
• Количество выпущенных автобусов: 72 547 (из них 49 767 поставлены в СССР и в Российскую Федерацию)
• Модель 1/43: Classicbus 04015А ИКАРУС-260 (Оранжевый)
По материалам
aleksey-delfinn.livejournal.com