Здравствуйте! Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Общество, Политика. Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее. Фрэнк, команда ЖЖ.
Для того чтобы проводить параллели и строить аналогии, нужно определить, например, отличительные признаки "майдана". А я вижу (слышу) это слово только в качестве нарицательного - что-то с негативной окраской для одних и положительной для других. Что-то. Нечто. Термидор тоже стал нарицательным, но у него хотя бы есть вполне конкретный смысл - "нисходящая фаза революции". В общем, для меня тоже вопросов больше, чем ответов.
РЕВОЛЮЦИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) - социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Экономическая основа Р. - углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений , который проявляется в обострении социальных антагонизмов... (БСЭ Победоносный коллективный бунт; восстание, увенчавшееся хотя бы временным успехом и свержением общественных или государственных структур. (Философский словарь. М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012
( ... )
Отвечая на один из поставленных вопросов. Я не отрицаю роли народных масс как перводвигателя восстаний, мятежей и революций. Но конечный вектор движению задает все же лидер (может, коллективный, - РСДРП(б), якобинский клуб, или единоличный - Емельян Пугачев, например). Если он сможет сконцентрировать главные социальные и прочие задачи восстания и предложить способы их решения. НО! Если такового лидера не выкристаллизуется, движение может "оседлать" кто угодно. Чаще всего либерашисты. Как оно было в 1830 году ((( Перевороты - это противоположность. Как Алекс правильно пишет, обставлены они могут быть "под" народные возмущения.
В истории встречается то и другое. Докопаться до сути - этим историки-марксисты и пытались заниматься. Не всегда успешно, но честь попытки остается за ними. А историки типа Кошена и Фюре подгоняют историю под заранее скроенную концепцию.
Со всем согласен, кроме того, что в 1830-м воспользовались народным восстанием "либерашисты". Орлеанисты - они... не знаю, как их классифицировать, но это не либералы.
Может, и правда... Мы как-то интуитивно различаем, что от народа, а что нет. Кто сомневается, что восстания Дольчино или Уота Тайлера были народными?.. А вот про альбигойские войны я уже наверняка не скажу. *что-то я сегодня разговорилась ;) *
Или тут осознанное и неосознанное стремление действительно ВСЕ протестные движения привести к одному знаменателю, причем отрицательному?.. "Революция - это как майдан", "дивiсь, яка кака намалевано!" Не вполне с тобой соглашаюсь. Мне, наоборот, все больше встречается выражение "октябрьский переворот", у того же А.Анциферова, например. Разумеется, чтобы подчеркнуть "нелегитимность" советской власти. И кстати, при том же Анциферов сожалеет о развале СССР. Когнитивный диссонанс это называют?
Comments 58
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Общество, Политика.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
Reply
В общем, для меня тоже вопросов больше, чем ответов.
Reply
РЕВОЛЮЦИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) - социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Экономическая основа Р. - углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений , который проявляется в обострении социальных антагонизмов... (БСЭ Победоносный коллективный бунт; восстание, увенчавшееся хотя бы временным успехом и свержением общественных или государственных структур. (Философский словарь. М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012 ( ... )
Reply
Карнавализированная и театрализированная имитация народного восстания, путч, замаскированный под народный протест.
Reply
Надо подумать, применимо ли это к вспышкам в странах "соцлагеря" в 1950-1980-е...
Reply
Reply
Я не отрицаю роли народных масс как перводвигателя восстаний, мятежей и революций. Но конечный вектор движению задает все же лидер (может, коллективный, - РСДРП(б), якобинский клуб, или единоличный - Емельян Пугачев, например). Если он сможет сконцентрировать главные социальные и прочие задачи восстания и предложить способы их решения. НО! Если такового лидера не выкристаллизуется, движение может "оседлать" кто угодно. Чаще всего либерашисты. Как оно было в 1830 году (((
Перевороты - это противоположность. Как Алекс правильно пишет, обставлены они могут быть "под" народные возмущения.
В истории встречается то и другое. Докопаться до сути - этим историки-марксисты и пытались заниматься. Не всегда успешно, но честь попытки остается за ними. А историки типа Кошена и Фюре подгоняют историю под заранее скроенную концепцию.
Reply
Reply
*что-то я сегодня разговорилась ;) *
Reply
Не вполне с тобой соглашаюсь. Мне, наоборот, все больше встречается выражение "октябрьский переворот", у того же А.Анциферова, например. Разумеется, чтобы подчеркнуть "нелегитимность" советской власти.
И кстати, при том же Анциферов сожалеет о развале СССР. Когнитивный диссонанс это называют?
Reply
Reply
Leave a comment