РЕВОЛЮЦИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) - социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Экономическая основа Р. - углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений , который проявляется в обострении социальных антагонизмов... (БСЭ Победоносный коллективный бунт; восстание, увенчавшееся хотя бы временным успехом и свержением общественных или государственных структур. (Философский словарь. М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012
( ... )
Во всяком случае во всех массовых выступлениях, начиная по крайней мере с 60-х - как раз довольно ярко заметно преобладание имитации деятельности над собственно деятельностью, работа на эпатаж, на камеру. Что толку от митингов, к примеру, от плакатов и транспарантов, если за этим не стоит какого-то целенаправленного и адекватного сопротивлению действия по захвату власти? Ну навалят баррикаду, ну пожгут машины и шины - и толку с того?
Может быть, как способ донести до действующей власти свое к ней отношение и вера в то, что это вынудит власть идти на уступки?.. Правда, про венгров-путчистов в 1956 году не скажешь, что они имитировали. Но что народ при этом действительно хотел и думал, насколько в этом участвовал или просто выжидал? С другой же стороны, правительства, видимо, видели в митингах и демонстрациях реальную угрозу, а то бы зачем танки в Праге и полицейские в Париже.
Над чем? Над антисоветскими мятежами? Думаю, что нет, не "майдан". "Майдан", по итогу, - это же передел внутри "элит". А антисоветские мятежи преследовали цель принципиально изменить строй и те самые производственные отношения. Несмотря на то, что Алекс дал довольно четкое определение, так мне кажется, что слово употребляется в обиходе скорей для определенного эмоционального посыла. И, возможно, со временем из употребления вовсе уйдет. Не, сами события-то препарировать еще будут, и не раз.
А еще в "майдане" важную роль играло противостояние тех, кто смотрел "на Запад" и кто смотрел "на Россию", так?.. И в "цветных" переворотах тоже. В протестах соцлагеря тоже (вместо России - СССР). Или это не отличительный признак, не главный?
Вопрос конечно интересный. Я затруднюсь ответить однозначно. Если полагать майданами именно перевороты преимущественно в странах соцлагеря и постссср, то такой признак вполне напрашивается. Но если понятие майдана можно обобщить на более широкий круг сходных социальных явлений, то видимо он не определяющий или требующий некоего тоже в свою очередь более широкого обобщения. Потому что в этом можно увидеть и прямое противопоставление «капитализм - коммунизм», и «революция - контрреволюция», но можно так же что-то вроде «либерализм - консерватизм». Я вот сделал предположение, что китайская культурная революция - явление того же рода. А его в данные оппозиции сложно пристроить. Но напрашивается мысль, что полюсами тут в самом общем виде выступают «хаос» и «порядок», с первым ассоциируется приватизация, атомизация, дербан, дробление, со вторым - централизация, концентрация, объединение и т.п. вещи. Хорошо это или плохо - надо смотреть уже в конкретном контексте. Потому что понятно, что коммунистическое упорядовачивание безусловно
( ... )
применительно к классовым обществам, то тут скорее получается сравнение двух говн. Скажем, современная РФ, которая всячески провозглашает некое единство, но единство имперского толка, с торжеством консервативных ценностей, с выстраиванием жёсткой социальной иерархии вряд ли можно считать здоровой альтернативой неолиберализму Ну вот! Вот то же самое говорю давно. Но у путриотов на эту тему выставлена психологическая бронезащита, начинаешь объяснять - глаза стеклянные и пена у рта (((
РЕВОЛЮЦИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) - социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Экономическая основа Р. - углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений , который проявляется в обострении социальных антагонизмов... (БСЭ Победоносный коллективный бунт; восстание, увенчавшееся хотя бы временным успехом и свержением общественных или государственных структур. (Философский словарь. М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012 ( ... )
Reply
Карнавализированная и театрализированная имитация народного восстания, путч, замаскированный под народный протест.
Reply
Надо подумать, применимо ли это к вспышкам в странах "соцлагеря" в 1950-1980-е...
Reply
Reply
Во всяком случае во всех массовых выступлениях, начиная по крайней мере с 60-х - как раз довольно ярко заметно преобладание имитации деятельности над собственно деятельностью, работа на эпатаж, на камеру. Что толку от митингов, к примеру, от плакатов и транспарантов, если за этим не стоит какого-то целенаправленного и адекватного сопротивлению действия по захвату власти? Ну навалят баррикаду, ну пожгут машины и шины - и толку с того?
Reply
С другой же стороны, правительства, видимо, видели в митингах и демонстрациях реальную угрозу, а то бы зачем танки в Праге и полицейские в Париже.
Reply
Ну в Венгрии-то вполне реальные бои шли, вполне себе реальные расправы над коммунистами и всё такое. Да и в Чехословакии к тому тоже шло.
Reply
Reply
Думаю, что нет, не "майдан". "Майдан", по итогу, - это же передел внутри "элит". А антисоветские мятежи преследовали цель принципиально изменить строй и те самые производственные отношения.
Несмотря на то, что Алекс дал довольно четкое определение, так мне кажется, что слово употребляется в обиходе скорей для определенного эмоционального посыла. И, возможно, со временем из употребления вовсе уйдет.
Не, сами события-то препарировать еще будут, и не раз.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Вопрос конечно интересный. Я затруднюсь ответить однозначно. Если полагать майданами именно перевороты преимущественно в странах соцлагеря и постссср, то такой признак вполне напрашивается. Но если понятие майдана можно обобщить на более широкий круг сходных социальных явлений, то видимо он не определяющий или требующий некоего тоже в свою очередь более широкого обобщения. Потому что в этом можно увидеть и прямое противопоставление «капитализм - коммунизм», и «революция - контрреволюция», но можно так же что-то вроде «либерализм - консерватизм». Я вот сделал предположение, что китайская культурная революция - явление того же рода. А его в данные оппозиции сложно пристроить. Но напрашивается мысль, что полюсами тут в самом общем виде выступают «хаос» и «порядок», с первым ассоциируется приватизация, атомизация, дербан, дробление, со вторым - централизация, концентрация, объединение и т.п. вещи. Хорошо это или плохо - надо смотреть уже в конкретном контексте. Потому что понятно, что коммунистическое упорядовачивание безусловно ( ... )
Reply
Reply
Ну вот! Вот то же самое говорю давно. Но у путриотов на эту тему выставлена психологическая бронезащита, начинаешь объяснять - глаза стеклянные и пена у рта (((
Reply
Leave a comment