Клуатр собора Сен-Трофим в Арле.
Часть первая. Северная галерея - Тайна Воскресения.
Клуатр, то есть, внутренний дворик монастыря или церкви - важный элемент романской архитектуры. Он использовался для молитв и размышлений; в праздничные дни или в
дни поста там могли проходить процессии и театрализованные ритуалы; в клуатрах, так же как и в самом храме, могли хоронить как мирян, так и клириков. Галереи клуатров часто украшали резными капителями и рельефами,
не исключение и клуатр собора Сен-Трофим.
Он расположен с южной стороны храма, и попасть в него можно, пройдя через боковой неф.
(Источник - photosetbalades.fr)
Клуатр Сен-Трофим состоит из четырех галерей, из которых северная и восточная созданы в конце XII в. - начале XIII, а южная и западная - в конце XIV в. Таким образом, к романике относятся только первые две, но я расскажу про все.
(Источник - memoiredelivrades.canalblog.com)
Сегодня мы начнем с северной, самой верхней на плане и самой первой по времени появления (ее строительство началось в 1180-е годы, вероятно, одновременно с началом работ по скульптурному убранству портала:
(Источник - memoiredelivrade.canalblog.com)
Между четырьмя опорами, украшенными скульптурами и рельефами, располагаются мраморные колонны с капителями, украшенные как растительным орнаментом, так и библейскими сценами.
(Источник - Flickr, 13879794@N04)
С 2012 года началась программа реставрации клуатра, и теперь капители и рельефы очищены от грязи и наслоений последующих эпох. К сожалению, не всегда мне удавалось найти новые снимки, поэтому на многих фотографиях в этом посте вы увидите старое состояние скульптуры.
Наша прогулка по клуатру начинается с северо-западной опоры (3-7 на плане). Отсюда начинается рассказ о Воскресении Христовом.
(Источник - Flickr, 14958189@N06)
(Источник - Flickr, art_roman_p)
Здесь, встречают выходящих из собора во дворик монументальные фигуры апостолов Иоанна (3), Петра (5) и святого Трофима (7). Между ними изображены Жены-мироносицы (4) и Воскресение Христово (6).
Первая сцена поделена на две части, расположенные одна над другой. В верхней три женщины с сосудами, в которых находятся благовония для натирания тела мертвого Христа, в
нижней - продавцы благовоний в лавке, пересчитывающие монеты.
(Источник - Flickr, martin-m-miles)
В канонических евангелиях по-разному излагаются события, произошедшие после воскресения Христова. У Иоанна пустую гробницу находит Мария Магдалина, а во всех остальных рассказывается о женщинах, купивших ароматы и идущих к гробнице с ними, чтобы обнаружить вместо тела Иисуса ангела. В Евангелии от Марка их три, и они называются по именам: "По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его" (16,1). Лука считает, что их было больше: "То были
Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними" (24,10), но изображают обычно трех. Про продавцов ароматов евангелисты не упоминают, однако, по всей вероятности, они довольно рано появились в пасхальных пьесах-мистериях, а оттуда уже проникли в изобразительное искусство.
На рельефе с Воскресением то же самое деление на две части композиционно осуществляется с помощью пустого гроба, на котором сохранились остатки надписи "sepulc...". Из него свисает пустая пелена. Под гробом стоят солдаты, с опустившимися головами (знак их сна), над гробом же ангелы и восседающий в небесах восставший Христос.
(Источник - Flickr, 28327968@N02)
(Источник - Flickr, art_roman_p)
Возможно, что два ангела появляются здесь в качестве иллюстрации к апокрифическому Евангелию от Петра: "И в ту же ночи, когда рассветал день Господнен,- сторожили же
воины по двое каждую стражу - громкий голос раздался в небе. И увидели, как небеса раскрылись и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние и приблизившихся к
гробнице. Камень же тот, что был привален к двери, отвалившись сам собой, отодвинулся, и гробница открылась, и оба юноши вошли".
Петр и Иоанн стоят по углам опоры, а в центре - святой Трофим. Именно Петр и Иоанн первыми из учеников Иисуса, которые после жен-мироносиц увидели пустую гробницу - по крайней мере именно так рассказывается в Евангелии от Иоанна: "...бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его" (Ин 20,2). Потому они и изображены рядом с Женами-Мироносицами и Воскресением, как свидетели происходящего. Святой же Трофим попал в эту избранную компанию как покровитель храма.
(Источник - Flickr, art_roman_p)
Двигаясь дальше в восточном направлении мы увидим первую фигуративную капитель. Это воскрешение Лазаря (11). Колонны и капители на них расположены парами и, как правило, одна капитель фигуративная, а другая орнаментальная, но бывают и исключения. В первой паре на левой капители Воскрешение Лазаря, а на правой растительный орнамент, из которого выглядывают человеческие и птичьи головы.
(Источник- Flickr, art_roman_p)
(Источник - Flickr, sacred_destinations)
Подходя к капители с Воскрешением Лазаря мы видим сначала участников чуда - бородатого мужчину, женщину (видимо, Марфу или Марию, одну из сестер Лазаря), затем, на торцовой
части, широко разводящего руки Иисуса, а затем, под ногами одного из свидетелей с поврежденным лицом, маленький открытый гроб, из которого восстает закутанная в пелены фигурка.
(Источник - Flickr, art_roman_p)
(Источник - Flickr, art_roman_p)
Воскрешение Лазаря предварило Воскресение Иисуса. Следующая капитель тоже символически связана с темой Воскресения, и на этот раз используется ветхозаветный сюжет, Жертвоприношение Исаака (13).
(Источник - Flickr, art_roman_p)
На этой фотографии можно видеть процесс реставрации, когда из под темных наслоений начинает проступать капитель в том виде, как она была задумана. Сначала мы видим Авраама с хворостом и маленького Исаака, подходящих к миниатюрному жертвеннику, а затем действие как бы разворачивается в обратную сторону, когда Авраам уже с другой стороны подходит к жертвеннику и Исааку с обнаженным мечам, а за ним следует ангел, останавливающий его руку.
(Источник - Wikipedia)
(Источник - Wikipedia)
(Источник - Flickr, art_roman_p)
Жертвоприношение Исаака уже в раннехристианском богословии рассматривалось как прообраз крестной Жертвы Иисуса Христа. Цезарий Арльский в своих проповедях отмечал, что так же, как вместо Исаака был принесен в жертву агнец, так и на кресте погибла не божественная, а человеческая природа Христа. Он же пересказывал предание, согласно которому распятие было установлено на том же самом месте, где Авраам собирался умертвить своего сына.
Следующая капитель посвящена Валааму и его ослице (15). История пророка Валаама рассказывается в книге Чисел (22-24). Он был провидцем, которого моавитянский царь Валак хотел отправить к израильтянам, чтобы проклясть его. Однако по дороге ангел Господень преградил путь Валааму (сначала его увидела только ослица и остановилась), а затем велел
пророку вместо проклятий произнести благословения. Среди благословений Валаама было и мессианское, прорекающее, по мнению Церкви, приход Иисуса Христа: "Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля" (Числа 24,17). На капители мы видим с одной стороны Валаама на ослице и ангела, преграждающего путь, а с другой стороны - израильтян (подписанных "сыны израилевы") под башней - то есть, находящихся в своих жилищах, и внимающих словам Валаама.
(Источник - Flickr, martin-m-miles)
(Источник - Flickr, morio60)
(Источник - Flickr, art_roman_p)
Мы подошли к следующей опоре (16-18). Здесь стоят три статуи, иллюстрирующие одно из явлений Христа воскресшего ученикам - на пути в Эммаус. История рассказывается в Евангелии от Луки: "В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на (сто) шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих
событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его… И
приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его".
(Источник - Flickr, 147334751@N04)
(Источник - Flickr, sun-li)
Христос без нимба, с посохом и сумой паломника (17) стоит между двумя подобным же образом одетыми учениками в остроконечных еврейских шапочках (16 и 18). Именно по паломническим одеяниям можно понять, что речь идет о явлении в Эммаусе. У одного из "пилигримов" на шапке можно разглядеть раковину, знак паломничества в Сантьяго-де-Компостела. Мы оказываемся в положении учеников, чьи "глаза удержаны", как говорит Лука, и поэтому скульптор изображает Христа без нимба, так, как его видели бежавшие из Иерусалима, еще не признавшие в Иисусе Бога.
(Источник - Flickr, art_roman_p)
(Источник - Flickr, morio60)
Следующая капитель (22) возвращает нас к Ветхому завету. Снова Авраам, но если на предыдущей капители с ним он готовился пожертвовать Богу своего любимого сына, то здесь зритель переносится во времени назад, и мы видим, как бездетные Авраам и Сара принимают у себя ангела, возвещающего о грядущем рождении сына и об умножении потомства Авраама. С одной стороны капители виден раб Авраама (или сам Авраам) с могучим тельцом на плечах - его собираются закласть в честь гостей. Затем высечена Сара, прислушивающаяся к разговору из шатра, и, наконец, Авраам, с некоторым недоверием смотрящий на ангела. В Библии говорится, что к Аврааму пришли три ангела (позднее в этом усмотрели символическое указание на Троицу), с внешней стороны капители виден только один - возможно, еще два расположены с внутренней стороны.
(Источник - Flickr, art_roman_p)
(Источник - Wikipedia)
Следующая капитель (24) очень сильно повреждена. Видны две фигуры, одна передает другой какой-то предмет. Вероятнее всего, речь здесь идет о сюжете, известном под названием
"Traditio legis", то есть, передача закона. Иисус передает книгу (в более ранних вариантах свиток), символизирующий Новый завет, апостолу Петру или Павлу. Этот сюжет приходит в христианское искусство из античного обычая изображать на консульских диптихах императора, наделяющего консула властью.
(Источник - Wikipedia)
До реставрации существовала гипотеза, что на этой капители апостол Павел стоит перед ареопагом, однако, обнаруженный крестообразный нимб (присущий только Христу)
над головой передающего предмет, указал на невозможность этой интерпретации.
(Вид после реставрации, источник - patrimoinespaca.org)
За передачей закона следует опора с тремя статуями (27-29). Это еще одно явление воскресшего Христа ученикам. Полуобнаженный Христос, демонстрирующий свои раны, стоит между апостолами Фомой и Иаковом. Речь идет об эпизоде, описанном в Евангелии от Иоанна, когда апостол Фома усомнился в телесном воскресении Христа: "Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин 20,25-29).
(Источник - Flickr, art_roman_p)
Так же, как и в предыдущей опоре, нет никакого нарратива. Статуи являются скорее напоминанием о хорошо известном клирикам евангельском фрагменте. Фома протягивает руку
к Христу - это прямая визуализация его слов "если..не вложу руки моей в ребра Его, не поверю".
(Источник - Flickr, art_roman_p)
Герой последней фигуративной капители (33) в северной галерее - Моисей. Приближаясь, мы видим его с посохом пастуха. Он направляется ко внутренней стороне капители, где изображена Неопалимая купина (к сожалению, фотографию этой стороны мне не удалось найти). На торцевой стороне, обращенной к проходу клуатра - передача Ветхого завета Моисею. Фигура с нимбом передает коленопреклоненному Моисею с поврежденным лицом две таблички, на которых написано Tabula Moysi. Между Моисеем-пастухом и фигурой с нимбом вклинилась голова молодого безбородого человека - кто он? Еще одна фигура на восточной стороне капители представляет, видимо, снова Моисея, держащего в руках загадочный мешок. Ее значение пока остается для меня тайной.
(Источник - Flickr, art_roman_p)
(Источник - Flickr, sacred_destinations)
(Источник - jalladeauj.fr)
Очевидно, что две капители - передача Ветхого Завета Моисею и Нового завета Павлу - рифмуются между собой. Вспомним фигуру апостола Павла на портале собора и фразу, написанную у него на свитке, гласящую, что то, что скрывает учение Моисея, раскрывается в Новом завете.
Последняя опора (38-42) в северной галерее представляет, как и первая, два рельефа в обрамлении трех статуарных фигур. Рельефы посвящены Вознесению Христову (39) и Мученичеству святого Стефана (41) (первого святого покровителя церкви на этом месте) (41); фигуры - апостолов Павла и Андрея (38 и 42), а посредине святого Стефана (40).
(Источник - Flickr, sacred_destinations)
Мученичество святого Стефана в точности повторяет аналогичную сцену на портале - коленопреклоненный диакон устремляет взор в небеса, где его уже ждет Иисус. Все в полном согласии с текстом Деяний апостолов: "Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе!
приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил".
(Источник - Flickr, tiigra)
(Источник - Flickr, sacred_destinations)
Из новозаветного текста следует, что при побиении Стефана камнями присутствовал некий юноша Савл. Тот самый, который, позже обратившись в христианство, стал известен всему
миру под именем апостола Павла. Он стоит рядом со святым Стефаном, но ближайший к нему рельеф - не Мученичество, которому он был свидетелем, а Вознесение, свидетелем которого
он не был.
(Источник - Flickr, sacred_destinations)
Восемь фигур в нижней части рельефа наблюдают за тем, как Иисус в мандорле поднимается на небеса, а две ангельские фигуры обращаются к оставшимся внизу: "Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи
Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деяния 1, 9-11).
(Источник - Flickr, sacred_destinations)
Первые исследователи иконографической программы северной галереи арльского клуатра видели в ней чудесную симфонию. На опорах представлены важнейшие события от Воскресения до Вознесения, а именно чудесные явления Иисуса воскресшего, главные апостолы и покровители храма святые Трофим и Стефан. На капителях - прообразы и пророчества, касающиеся воплощения, распятия и Воскресения Христа. Современные работы, не отрицая изначальной иконографической задумки галереи, связанной, прежде всего с прославлением Воскресения Христова, показывают, что порядок расположения капителей был нарушен и, возможно, они должны были располагаться в более логично выстроенной последовательности.
Следующая, западная галерея, развивает другую тему. От Воскресения идущий по клуатру движется в обратном хронологическом порядке, к земной жизни и Страстям Христовым.
Продолжение следует!