Клуатр собора Сен-Трофим в Арле. Часть вторая.

Apr 12, 2020 19:17

Клуатр собора Сен-Трофим в Арле. Часть вторая.
Восточная галерея: Катары, Гамалиил и загадочный всадник

Скульптурная программа восточной галереи клуатра создавалась в конце XII - начале XIII в. Она посвящена событиям из жизни Христа, но не все они представлены в хронологическом
порядке. На плане галерея изображена справа; так же как и в северной галерее, двойные капители перемежаются опорами с рельефами.




Это было время конфликта архиепископа Арльского и местной аристократии, как из-за вопросов власти и землевладения, так и из-за того, что многие аристократы склонялись
к катарскому вероучению, ереси с точки зрения Католической церкви. 15 января 1208 года, недалеко от Арля был убит папский легат Пьер де Кастельно. Это событие привело к тому,
что папа Иннокентий III объявил о начале Альбигойского крестового похода на юг Франции, с целью искоренить катаров и их ересь раз и навсегда. Во время этой кровавой и жестокой
кампании многие епископы и архиепископы региона - в Тулузе, Оше, Валансе, Безье, Родезе и т.д. - были папой смещены со своих постов из-за подозрений в симпатиях к еретикам.
Однако арльские архиепископы Имбер д'Эгюйер (1191-1201) и Мишель де Мурьез (1201-1217) всецело поддерживали Рим и воспринимались папой как союзники.
Можно ли найти следы противостояния катарам в оформлении восточной галереи? И Эмиль Маль, и Адольф Каценелленбоген находили следы антиеретической скульптуры в других храмах и монастырях региона (например, в Сен-Жиль-дю-Гар и Сен-Понс-де-Томьер, до них мы обязательно дойдем), возможно, что-то есть и в клуатре собора Сен-Трофим.

Так же, как и на портале, в этой галерее много внимания уделяется событиям, связанным с воплощением Христа и его детством - а именно доктрину воплощения катары не
воспринимали, считая, что тело Христа было всего лишь иллюзией. Кроме того, по мнению Жана-Мориса Рукетт, и Благовестие пастухам, и Поклонение волхвов, и Вход в
Иерусалим, изображенные на капителях восточной галереи, объединены общей темой признания полностью воплотившегося Христа как Бога. Эйнат Сегал идет еще дальше, и утверждает, что с анти-еретическим движением связаны и такие рельефы галереи, как Бичевание Христа, Ирод,Искушения Христовы и Всадник рядом со Входом в Иерусалим.


(Источник - jalladeauj.fr)

Но рассмотрим все по порядку.

Первая капитель (48 на плане) при движении с востока на юг объединяет в себе сразу три сцены, связанные с воплощением: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы и Рождество. Правда, для того, кто идет от северной галереи, они расположены в обратном порядке: сначала Рождество, потом Встреча, и на другой стороне капители Благовещение.
В сцене Рождества, так же, как и на портале, изображено первое купание младенца Иисуса.


(Источник - Flickr, 94185526@N04)

В сцене Встречи Марии и Елизаветы две женщины обнимают друг друга, а еще одна выглядывает из-за спины - возможно, это служанка.


(Источник - Flickr, 55988055@N00)

В Благовещении ангел-мальчик в диаконской одежде подходит к восседающей на троне Деве Марии, а та поднимает одну руку в знак принятия благой вести, другой же делает жест говорения.


(Источник - Flickr, art_roman_p)

(Источник - Wikipedia)

На следующей капители (50) три орла и ангел; на стене над ней еще один орел, символ евангелиста Иоанна. Эта капитель на первый взгляд кажется чисто орнаментальной.
Однако присутствие двух символов евангелистов (орла Иоанна и ангела Матфея) говорит об обратном.


(Источник - Flickr, askrobotov)

(Источник - Flickr, morio60)

(Источник - Flickr, denis6181)

Последняя капитель перед опорой (52) изображает Благовестие пастухам. Странным образом сцена с одной стороны капители похожа на Благовещение - снова ангел и девушка с поднятой рукой. Эти два персонажа не похожи на тех, которых обычно изображают в сцене Благовестия пастухам и, возможно, это действительно повторное Благовещение.


(Источник - Flickr, 12361539@N00)

На двух других сторонах капители мы видим ангела, возвещающего пастухам в плащах с посохами, овцу, собаку и дерево, на которое взбираются и объедают его козы.


(Источник - Flickr, 125076745@N02)

(Источник - Flickr, morio60)

На внутренней стороне капители виден еще один персонаж, относящийся, по всей вероятности, к сцене повторного Благовещения, но мне пока не удалось найти ее фотографии.


(Источник - jalladeauj.fr)

Далее в галерее идет опора с Бичеванием Христа (53-55). В центре ее колонна с привязанным к ней Христом, над ним - рыцарь, побеждающий медведя. Справа от Христа палач с плетью в руке, слева - еще один палач, которого долгое время принимали за Иуду, благодаря висящему у него на поясе мешочку с деньгами. Появление Иуды в этой сцене пытались объяснить анти-еретической направленностью программы, как своего рода аналогию между предательством Иуды и предательством еретиков, отказавшихся от Иисуса, когда они отвернулись от Церкви. Эйнат Сегал даже рассматривала выделение сюжета Бичевания, как намеренное привлечение внимание к телу Христову - ведь согласно катарскому учению, оно было чистой иллюзией, и Христос не мог на самом деле страдать ни во время пыток, ни во время казни. Однако, когда во время реставрации 2010-х годов над головой "Иуды" обнаружили остатки ремней от плети, стало ясно, что эта фигура - второй бичующий Иисуса, и не стоит ей приписывать дополнительный антикатарский символизм.


(Источник - Instagram, World Monuments Fund)

(Источник - Flickr, sacred_destinations)

(Источник - Flickr, tiigra)

(Источник - Flickr, art_roman_p)

Две борющиеся фигуры под Иудой Сегал интерпретирует как борьбу Добродетели и Порока, а рыцаря с медведем наверху - как победу Добродетели над Пороком, но мне кажется, что
это слишком натянутое объяснение, и, как и многие подобные сцены в романских храмах, они символизируют борьбу добра и зла в самом общем смысле.


(Источник - infos-patrimoinespaca.org)

(Источник - Flickr, art_roman_p)

После опоры история детства Иисуса продолжается капителью с Избиением младенцев (59). C одной стороны воины в кольчугах обезглавливают беззащитных обнаженных детей, а с другой их оплакивают матери. Как и на портале, царь Ирод сидит с мечом на коленях, но на этот раз он поднимае руку, словно давая сигнал к началу резни. Возможно, это еще и намек на тех арльских аристократов, которые поддерживали катаров, осуждение неправедной светской власти в целом.


(Источник - Flickr, martin-m-miles)

(Источник - Flickr, art_roman_p)

(Источник - статья Einat Segal "Sculpted Images from the Eastern Gallery of the Saint-Trophime Cloister in Arles and the Cathar Heresy")

Очень любопытно передано на следующей капители (61) Бегство в Египет. Сначала глаз идущего по клуатру останавливается на фигуре служанки, погоняющей осла, затем мы видим Деву Марию с Младенцем на осле в компании ангела (у него странный предмет в руках); наконец, обходя капитель, замечаем сурового Иосифа, ведущего животное под уздцы. На плече у него палка, через которую перекинута ткань (пожитки?).


(Источник - Flickr, 129600661@N06)

(Источник - Flickr, 55988055@N00)

(Источник - jalladeauj.fr)

(Источник - Flickr, sacred_destinations)

На той же самой капители, с внутренней стороны, действие начинает развиваться в обратном хронологическом порядке - там изображен сон волхвов, бывший им перед тем, как они
отправились, ведомые звездой, на поиски Мессии. Как и на портале, они спят в коронах в одной кровати, а над ними склоняется ангел.


(Источник - Wikipedia)

(Источник - jalladeauj.fr)

Поэтому, сделав пару шагов вперед мы видим Волхвов перед Иродом (63. С одной стороны советники царя, с другой - волхвы в коронах. Сам Ирод держит цветок лилии, неожиданный для него атрибут. Лилия была не только символом королей Франции, но и многих провансальских аристократов. Например, ее держит Альфонсо II Целомудренный (1157 - 1196), король Арагона и граф Прованса, на своей печати. Возможно, это намек на сына Альфонсо II, Педро II (1174 - 1213), родственника и сторонника мятежного графа Тулузы Раймунда VI (1156 - 1222).


(Источник - Flickr, 7448869@N03)

(Источник - Flickr, art_roman_p)

(Источник - Flickr, 156429244@N04)

Опора, на которой отсутствует центральная сцена, а две обрамляющие фигуры представляют молодого мужчину и женщину в платье с поясом. Согласно ранней интерпретации, это Соломон и царица Савская. Теперь полагают, что это Иоанн Евангелист и Дева Мария, а отсутствующая сцена была Распятием.


(Источник - Flickr, julien_maury)

(Источник - jalladeauj.fr)

(Источник - jimfriedrich.wordpress.com)

(Источник - Flickr, art_roman_p)

Над несуществующим Распятием - Агнец Божий, символическое изображение Иисуса Христа, приносящего себя в жертву ради спасения всего человечества. Две фигуры рядом с ним - разумная и неразумная дева из притчи, рассказанной в Евангелии от Матфея: "Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли
с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю
 вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий" (Мф 25). Вместе с Агнцем и символами евангелистов, расположенными над капителями, они должны напомнить зрителю о грядущем Страшном суде.


(Источник - Flickr, michaelcr)

(Источник - Flickr, mksfca)

(Источник - Flickr,125076745@N02)

На капители 71 высечено Поклонение волхвов: ангел, указывающий волхвам путь, Дева Мария и Младенец, принимающие дары, Иосиф, то ли присутствующий при сцене Поклонения, то ли
уже видящий сон о необходимости бежать в Египет.


(Источник - jalladeauj.fr)

(Источник - Wikipedia)

(Источник - Twitter, alazardj)

(Источник - Flickr, askrobotov)

Следующую пару колонн увенчивают сразу две фигуративные капители (72-73) - Вход в Иерусалим и Всадник с маленькой фигуркой под ногами коня и женщиной.
 Похожие всадники сохранились в достаточном количестве во французских и испанских храмах. Они очень похожи на святого Георгия, но сокрушают всегда не змея, а человека. "По поводу трактовки фигуры всадника выдвигалось множество версий: в ней видели
святого воина, святого Иакова, Карла Великого, короля Аквитании Пипина, аллегорическую фигуру Добродетели, попирающей Порок, изображение воина-крестоносца. Согласно наиболее обоснованной из гипотез, скульптура представляет римского императора Константина, побеждающего язычество. Автор этого предположения Э.Маль считал, что прототипом извода стала знаменитая конная статуя Марка Аврелия в Риме, которая в Средние века почиталась как изображение первого христианского императора Константина, попирающего язычество (статуя тогда имела небольшое добавление в виде фигурки поверженного противника под занесенным над ней копытом коня). По его мнению, аквитанские паломники в Святой город, увидев эту впечатляющую скульптуру, желали затем воспроизвести ее на своих церквах" (И.Галкова. Церкви и всадники. НЛО, 2015, сс.248-249).


(источник - smarthistory.org)



(Источник - Flickr, morio60)

Вход в Иерусалим легко узнаваем: Иисус въезжает в город (его стены видны с внутренней стороны капители) на ослице, за ним следуют апостолы с осленком. Под ноги Мессии бросают
одежды, а любопытствующие залезают на деревья.


(Источник - Flickr, martin-m-miles)

(Источник - Flickr, 55988055@N00)

(Источник - jalladeauj.fr)

Хотя изначальным прототипом Всадника мог быть Константин, каждый конкретный всадник мог означать совсем не его. Эйнат Сегал считает, что в клуатре Сен-Трофим всадник рядом со Входом Христа в Иерусалим символизирует крестоносцев, поражающих врагов Церкви, и даже конкретно Симона де Монфора (ок.1165 - 1218), предводителя крестоносцев. Судя по тому, что всадник изображен на внешней капители клуатра, которые обычно оставались чисто орнаментальными, всадник был добавлен к заранее намеченной иконографической программе (это подтверждает и стилистический анализ, так как авторы капители были, без всякого сомнения, и авторами юго-западной опоры, созданной в последнюю фазу работ) и имел важное значение, так что версия Сегал вполне правдоподобна. Впрочем, на капители изображен не только всадник на лошади, но и лошадь без всадника! Такая иконография больше нигде не встречается и ставит исследователей в тупик. Возможные интерпретации включают в себя апостола Павла на пути в Дамаск, упавшего с лошади и Константина, сбившего с коня своег противника Максенция. И кто женщина перед всадником? Символ торжествующей Церкви или Фауста, жена Константина? В процессе последней реставрации обнаружилось, что черты ее лица очень похожи на черты лица мавра, высеченного над одной из соседних капителей. В связи с этим открытием появилась новая гипотеза: перед нами царица Савская и Соломон. В 3 Книге Царств рассказывается о том, как Соломон был помазан на царство у источника Гион: "И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон!Потом проводите его назад, и он придет и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды" (3 Цар 1). Эта сцена считалась одним из прототипов Входа Христова в Иерусалим, поэтому в принципе она уместна на соседней с ней капителью.Тем не менее, совершенно непонятно, что делает здесь царица Савская, откуда взялась лошадь (или мул) без всадника, и зачем вообще понадобилось добавлять эту выбивающуюся из общей серии орнаментальных капителей сцену.


(Источник - infos-patrimoinespaca.org)

Последняя капитель восточной галереи (75) изображает так называемое "Рассеяние апостолов", то есть, учеников Иисуса, отправляющихся с Благой вестью по всем концам света:
"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф 28, 19-20). Апостолы с нимбами просто окружают капитель, следя за теми, кто находится в клуатре. Их не 12, а 7, но точное число не имело большого значения, главное было показать, что учеников несколько.








(Источник - Flickr, art_roman_p)

На угловой опоре (76-79) мы видим Омовение ног, Тайную вечерю и Взятие Христа под стражу с одной стороны, Крещение Христово и Искушения Христа с другой. Рядом со сценами Омовения ног, Тайной вечери и Взятия Христа под стражу - статуя Гамалиила, учителя апостола Павла. На углу опоры - чаша для святой воды, поддерживаемая атлантом. Прямо перед опорой - крещальная купель.


(Источник - Flickr,13879794@N04)

(Источник - atelierbouvier.com)

Откуда взялся Гамалиил? В описании Ж.Ж.Эстранжена 1835 года вместо него упоминается апостол Матвей. Гамалиил же находился рядом с Крещением и Искушениями,с другой
стороны - там, где сейчас просто колонна. На гравюре 1840 года тоже видно, что юго-западная опора была украшена двумя статуями с обеих сторон, а не одной, как сейчас.Вероятнее
всего, перемещение Гамалиила и пропажа Матфея произошли во время большой реставрации 1843-44 гг. Гамалиил, как сообщает нам Православная энциклопедия, "является
единственным христ. святым, упомянутым в НЗ, к-рый также обладает авторитетом в иудаизме", но статуя его стоит здесь не из каких-то симпатий заказчиков или скульпторов к
иудеям, а совсем по другой причине. Дело в том, что по преданию, именно благодаря Гамалиилу были обретены мощи святого Стефана, покровителя первого храма на месте нынешнего Сен-Трофим. Это произошло в 417 году, когда священнику Лукиану, проживавшему в окрестностях Иерусалима, явился во сне старец и велел разыскать его гробницу. На вопрос, кто он таков, старец отвечал: "Я - Гамалиил, воспитавший апостола Павла и у своих колен наставлявший его в Законе. Тот, кто лежит рядом со мной - святой Стефан. Он был каменован
иудеями, и его тело бросили за пределами города на растерзание диким зверям и птицам. Но Тот, кому сохранил верность мученик, не допустил этого. С великим почтением я принял останки святого и похоронил их в своей новой гробнице. Другой же лежащий подле меня - племянник мой Никодим, который пришел к Иисусу ночью и принял святое крещение от Петра и Иоанна. ... Наконец, третий, лежащий подле меня - это сын мой Авив. В возрасте двадцати лет он вместе со мною принял крещение" (Золотая легенда, пер.И.Кувшинской. Изд-во францисканцев, 2018, сс.138-139; хотя Золотая легенда была написана позже, чем закончились работы над восточной галерей клуатра Сен-Трофим, она опиралась на более ранние источники).
В арльском клуатре Гамалиил пожилой человек, опирающийся на палочку.


(Источник - infos-patrimoinespaca.org)

(Источник - Flickr, art_roman_p)

Сцены рядом с Гамалиилом нужно читать снизу вверх. Внизу Омовение ног, с Христом, склоняющимся перед Петром. Эта сцена описывается только в Евангелии от Иоанна: "Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым
был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и
руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все" (Ин 13, 3-10). Традиционно Петра в этом сюжете изображают касающимся головы или указывающим на нее, как иллюстрацию к словам апостола "не только ноги мои, но и руки и голову", Арль не исключение. По документам XIV века мы знаем, что именно в клуатре, перед этой опорой совершался ритуал омовения ног, до сих пор сохранившийся и практикующийся в Католической Церкви в Великий Четверг.


(Источник - Flickr, art_roman_p)

Выше - Тайная вечеря с семью апостолами, включая Иуду, тянущегося слева от Христа за куском хлеба, Иоанна, прилегшего на грудь Учителю и Петра рядом с Иоанном. В тарелках
лежит рыба, а крайний справа апостол занят нарезанием хлеба. Чтобы показать, что дело происходит в помещении, в Сионской горнице, мастер высек над головами Христа и апостолов
крышу со странными торчащими из нее гвоздями.


(Источник - Flickr, 55988055@N00)

(Источник - infos-patrimoinespaca.org)

На самом верху - Взятие Христа под стражу. Иисус склоняется в поцелуе к маленькому Иуде, воин в кольчуге уже протянул руку к Иисусу, из апостолов остался только Петр (справа
от зрителя), а слева видны свидетели ареста - человек в еврейской остроконечной шляпе и кудрявый юноша с поникшим цветком в руке.


(Источник - Flickr, 55988055@N00)

На углу опоры чашу со святой водой поддерживает коленопреклоненный атлант, а за углом рельеф представляет сцены Искушений и Крещения Христовых.


(Источник - Flickr, 55988055@N00)

Детальное изображение Искушений, возможно, тоже отсылает зрителя к размышлениям об искушении ересью и победу над ним. Читаются они, как и в прошлый раз, снизу вверх.

В самом нижнем регистре этого рельефа справа изображено Крещение Христово с Иоанном в верблюжьей шкуре, Иисусом, до пояса погруженным в Иордан и голубем-символом святого Духа, подлетающим к Христу, как это и описано в Евангелии: "и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него" (Мф 3,16).
Сцена слева мне до конца непонятна. Фигура - очевидно Христос, показанный со спины. Мы узнаем его по крестообразному нимбу, закрывающему затылок. Лица и рук практически не видно. их закрывает пышная растительность. Возможно, эта сцена относится к тому моменту, когда Иисус после Крещения "возведен был Духом в пустыню", и дерево символизирует пустыню, то есть, место, где есть природа, но нет людей.


(Источник - Flickr, 55988055@N00)

Выше - искушения голодом и гордыней (слева направо): "и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. " (Мф 4,2-7).


(Источник - Flickr, 55988055@N00)

В самой верхней сцене Сатана искушает Иисуса властью: "Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мф 4, 8-10). "Все царства мира" представлены в виде огороженного стенами города, из которого выглядывают жители.


(Источник - Flickr, 55988055@N00).

Так восточная галерея заканчивается двумя рельефами, объединными темой воды - на обеих сторонах опоры присутствуют сюжеты, связанные с ней (Омовение и Крещение), на углу
находится чаша для святой воды, а перед опорой стоит купель. Возможно, это тоже было связано с анти-катарской полемикой и противопоставлением католического водного крещения
катарскому consolamentum. Но доказать этого невозможно.

Две последние галереи клуатра Сен-Трофим в Арле были выполнены в XIV веке. О них я расскажу в следующем посте.

viatolosana

Previous post Next post
Up