Клуатр собора Сен-Трофим в Арле. Часть третья.

May 17, 2020 19:36

Клуатр собора Сен-Трофим в Арле.
Часть третья, готическая

Я положила себе задачей рассказывать только про романское искусство на тулузском пути в Сантьяго-де-Компостела, но совсем не упомянуть, пусть даже коротко, про готические галереи клуатра нельзя. Ведь клуатр - единое архитектурное пространство, пусть даже между сооружением галерей прошло некоторое время (видимо, дело было в недостатке средств). Южную и западную галереи арльского клуатра начали сооружать ок.1370-80 гг., а закончены были в середине XV в. Здесь вся колонна, с капителью, вырезалась из одного мраморного блока, а в романских капители ставились отдельно. Но структура расположения капителей остается той же - нарративные обращены к внутренним галереям, по которым прогуливались клирики, а орнаментальные или с животными (фантастическими или реальными) - ко дворику. Над парами капителей высечены маски, лица, растения и странные существа. В отличие от более ранних северной и восточной галерей, в готических отсутствуют опоры с большими рельефами и статуями в человеческий рост.




Первые две колонны южной галерем изображают Христа, восседающего в окружении самых разных персонажей и Деву Марию с Младенцем, к которой с обеих сторон подходят группки верующих


- Угол восточной и южной галерей (Источник - Flickr, tiigra)

- Христос с предстоящими и лев (капители 82-83. Источник - Wikipedia)










- Дева Мария с коленопреклоненными и подъезжающими на конях адорантами (капители 84-85. Источники - Wikipedia, infos-patrimoinespaca.org)

После этих "официальных" капителей до конца галереи расположены эпизоды из средневекового "Романа о святом Трофиме" (поэму на провансальском языке, написанную в XIII в. и повествующую о жизни и чудесах святого). На первой капители цикла (087 на плане) Карл Великий приговаривает к смерти рыцаря, который после ссоры дал архиепископу Турпину (известному нам по "Песни о Роланде) пощечину. Он должен умереть вместе с 10 членами своей семьи. Композиция повторяет первый рельеф галереи - там Христос в окружении учеников, а здесь император в окружении приговориваемых к смерти.








(Источник - Wikipedia)

Перед казнью бароны просят разрешения поклониться мощам святого Трофима. На капители 089 они стоят вокруг алтаря, видимо, содержашего в себе частичку мощей.








(Источник - Wikipedia)

Приговор приведен в исполнение, и вот уже рыцарь со своими родственниками повешены (капитель 091). Однако сверху видна рука Божия - по заступничеству святого Трофима,
к которому преступники обратились перед смертью, Господь и на виселице поддерживает в них жизнь.





(Источники - jalladeauj.fr, Wikipedia)

На последней капители цикла (093), бароны в оковах стоят перед фигурой епископа - вероятно, она олицетворяет святого Трофима. В тексте романа говорится о том, что
остаток жизни они посвятили Богу и выстроили монастырь, посвященный святому Трофиму. На соседней капители - полуобнаженная сирена.





(Источники - jalladeauj.fr, Wikipedia)

В западной галерее мы встречаем и уже знакомые нам по порталу и более старым рельефам клуатра сюжеты, и те, что ранее не изображались арльскими мастерами.

Первая капитель (095) посвящена сцене мученичества первого покровителя арльского храма - святого Стефана. На портале Сен-Трофим и на рельефе северо-восточной опоры клуатра
эта сцена уже изображалась. Здесь она более лаконична, высечены только сам диакон и его мучители с камнями в руках, не видно благословляющего Господа и подъема души Стефана
в рай.





(Источник - jalladeauj.fr)

Далее (капитель 097) мы видим сцены из жизни Самсона - еще одного персонажа с портала. C одной стороны он одолевает льва, а с друго Далила лишает его силы, состригая волосы.








(Источники - Flickr (holly_hayes), jalladeauj.fr)

Следующие две сцены (капители 099 и 101) сюжетно связаны с особым провансальским почитанием сестер Марфы и Марии. По преданию, после смерти Иисуса они вместе со своим
братом Лазарем оказались именно здесь, на юге Франции. Произошло это не по их воле, а из-за того, что "неверные посадили Марфу с братом ее Лазарем и сестрой Марией Магдалиной
на корабль без весел и парусов, без руля и запасов пищи. ... Были на том корабле и многие другие христиане. Направляемые Господом, все они приплыли в Массилию (т.е.Марсель - Д.Х.) а затем, достигнув земель вокруг города Аквы (т.е. Экс-ан-Прованс - Д.Х.) обратили к вере его народ" (Золотая легенда, перевод И.Кувшинской). На капители 099 изображен самый
важный для арльцев эпизод из жития святой Марфы - укрощение злобного зверя Тараска, проживавшего в роще между Арлем и Авиньоном. Зверь этот был "наполовину зверь, наполовину рыба, толще быка и длиннее коня. Его зубы были как меч, и остры как рога, по бокам же, как двойным щитом, он был защищен бронею". Тараск топил корабли и пожирал путников, а в нападающих "извергал из себя кал, который поражал преследователей подобно стрелам, испепеляя все вокруг". Святая Марфа укротила его, чудовище убили, а на том месте, где он проживал, образовался город Тараскон (помните Тартарена Альфонса Доде?). Мастер высек на капители зверя с подобием брони и рядом с ним Марфу. Из хвоста Тараска извергается огонь.








(Источники - jaladeauj.fr, Flickr (kristobalite), Wikipedia)

Капитель 101 - Пир в доме Симона Фарисея, сцена, в которой ноги Иисусу омывает сестра Марфы, Мария Магдалина. Ее мощи хранились в пещере в городке Сент-Максимин-ла-Сент-Бом (в 110 км от Арля) и привлекали множество паломников. Справедливости ради надо сказать, что в бургундском Везле сушествовало не менее славное альтернативное место захоронения святой, но для провансальцев оно, конечно, истинным считаться не могло.








(Источники - jalladeauj.fr, Flickr (holly_hayes))

Две следующие капители (103 и 105) посвящены прославлению Девы Марии. Это Благовещение и Коронование (последний сюжет возник в эпоху Позднего Средневековья и быстро стал одним из самых популярных):





- Благовещение (Источник - jalladeauj.fr)




- Коронование Девы Марии (Источник - Flickr (holly_hayes), jalladeauj.fr)

Завершает западную галерею Сошествие Святого Духа (капитель 107). От Голубя-Святого Духа, распростершего свои крылья в центре, тянутся как бы веревочки к собравшимся вокруг апостолам (шесть с одной стороны и шесть с другой). Так художник изобразил языки пламени, описанные в Деяниях апостолов: "явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (2, 3-4). Рядом лев опускает тяжелую лапу на голову грешника - мотив, несвойственный готической скульптуре, прямая перекличка с романскими львами на портале собора.





(Источники - Wikipedia, jalladeauj.fr).

Уф, выйдя наконец из клуатра, мы покидаем Арль. До встречи в Сен-Жиль-дю-Гар!

viatolosana

Previous post Next post
Up