18 сентября 107 года чучхе (2018), прим. 16:30-18:30
Я ОБРАТИЛ внимание, что многие, если не все, кто побывал в КНДР, как заколдованные, говорят штампами. Например, о своей поездке говорят: "Съездил в самую закрытую страну мира"*. Умоляю. Для кого она закрыта? В КНДР может поехать любой. Заплати деньги, купи тур и поезжай. Не могут поехать разве что южные корейцы, и то только потому, что сделать это им запрещает их государство - поездки в КНДР рассматриваются как преступление, едва ли не как государственная измена. Но что поездка! Южанина как пить дать посадят в тюрьму, если он выйдет на улицу с плакатом, как-то поддерживающим Северную Корею, или заговорит о ней положительным тоном или, упаси Бог, запоёт на публике северокорейскую песню. А так --- езжай кто хочет. В КНДР могут ехать даже граждане её заклятого врага --- Штатов! Кстати, об американцах.
Как правило, представления (и отзывы) американцев о КНДР крайне негативны. Почитайте комментарии американцев к роликам на YouTube, статьям про Северную Корею на новостных сайтах. Уши дыбом встанут. Среди многих вещей американцам в КНДР не нравится проявление корейцами своей ненависти к ним, к американцам, точнее, к Штатам. Я думаю, что те, кто пишет эти hateful комментарии, забывают об одной вещи, а, возможно, элементарно не знают её...
О Корейской войне написано очень много. На русском языке написано немного, но достаточно, причём достаточно разнообразно, так что каждый может найти чтение по душе.
Сейчас, похоже, все (за исключением, разумеется, северокорейских историков и всего северокорейского народа) сходятся на том, что войну начала КНДР, по крайней мере, "technically" (позволю себе употребить неподобающее слово). Это понятно. Против правды не попрёшь. Именно части Корейской народной армии первыми перешли утром 25 июня 1950 г. границу. Но кто знает! Не перейди КНА границу 25 июня, через неделю или месяц у американцев или Ли Сынмана не выдержали бы нервы, и уже они перешли бы границу, и тогда войну называли бы не юг-и-о (6.25), а как-нибудь чхир-о (7.5) или ещё как. Но тогда, разумеется, у них не было бы оправдания перед остальным миром, и режим Ли Сынмана по праву называли бы кровавым. Что и говорить, то, как началась война, стало для южан громадным преимуществом, своеобразной индульгенцией...
О том времени, о Ли Сынмане и о Корейской войне не так давно серию совершенно замечательных, искромётных эссе написал
makkawity. Вот они: 1)
Американский папа. Этот человек сделал Корею другом США. Он был страшнее Ким Ир Сена, 2)
Завтра война. Они утопили Корею в крови на деньги американцев. Такова цена демократии, 3)
Бог и президент. Он продал Корею американцам и уничтожил всех недовольных, 4)
Неоконченная война.
Крайне рекомендую к прочтению. Все статьи написаны живым, энергичным языком, их посылы понятны. Я прочитал эти четыре. Возможно, было продолжение. Не знаю.
Более сухо (что понятно, энциклопедия ведь!), но, всё же, в несколько вольной манере (как можно? энциклопедия ведь!), несколько, я бы сказал, по-ревизионистски (если судить с позиций традиционной советской исторической науки), о предпосылках войны, её ходе (в первые двенадцать месяцев; описание обрывается на событиях июля 1951 г., после чего говорится уже о заключении перемирия) и последствиях написано
здесь. Тем, кто любит более длинные тексты, я бы очень рекомедовал почитать "Корейскую войну" Уильяма Стюка (Stueck W. The Korean War: An International History, 1995). Её перевод полностью выложен на
militera.lib.ru (Стьюк У. Корейская война. - М: ООО «Издательство ACT», 2002. - 732 с.). Она - одна из немногих монографий мира, посвящённых одной из самых загадочных, забытой многими войне.
Стюк (так себя называет сам Стюк; кое-кто говорит Стюик, Стук, но это их проблема), который после этой написал на эту тему ещё одну монографию (Rethinking the Korean War: A New Diplomatic and Strategic History. Princeton: Princeton University Press. 2002. Pp. xiv, 285.) и много статей, принадлежит к числу американских историков, пишущих, я бы сказал, в традиционных терминах. Ему противостоит Брюс Камингз (Bruce Cumings), которого собратья-историки величают ревизионистом (далось мне это слово!). А ревизионист он потому, что он в двух своих монографиях (двухтомной The Origins of the Korean War. Princeton University Press, 1981, и The Korean War: A History. A BRACING ACCOUNT OF A WAR THAT IS EITHER MISUNDERSTOOD, FORGOTTEN, OR WILLFULLY IGNORED. Modern Library Chronicles, 2010) показывает войну не с одной стороны, не только глазами американца. В частности, он говорит американцам, которые любят пройтись по Северной Корее, её режиму, её нелюбви к американцам: "А за что им нас любить?". Он пишет: "What hardly any Americans know or remember is that we carpet-bombed the north for three years with next to no concern for civilian casualties". По его подсчётам, американская авиация за период ведения боевых действий сбросила на Северную Корею больше бомб, чем за весь период ведения боевых действий во всём тихоокеанском регионе - 635 тысяч тонн. Она сбросила на жителей страны 32 тысячи 557 тонн напалмовых бомб. Целью служили как военные, так и гражданские объекты, как военные, так и гражданское население. Девушка-гид в музее скорбно сказала: "На один только Пхёньян было сброшено больше бомб, чем в нём было жителей"...
Источник: (C) NLG International Committee
Бомбардировка Северной Кореи, пишет он, является самым забытым эпизодом неизвестной американцам войны. Она, пишет Камингз, была международным преступлением американских войск. За что, спрашивает он, северным корейцам любить нас?
Другие авторы называют действия американцев геноцидом. Куртис Лемэй (Air Force Gen. Curtis LeMay, head of the Strategic Air Command during the Korean War) чистосердечно сказал в 1984 г.: "За три года мы убили 20 процентов населения". Госсекретарь Дин Раск (Dean Rusk) сказал, что Штаты бомбили на Севере всё, что двигалось, даже бомбили кирпичи, стоявшие на кирпичах.
Действительно, за что северным корейцам любить американцев? Спасибо надо сказать, что только развешивают плакаты и бряцают оружием. Впрочем, антиамериканские плакаты исчезли с улиц корейских городов уже в начале года (я уже упоминал об этом), а теперь они взялись и за полигоны...
______________________________________________________________________
Музей победы в Отечественной освободительной войне (по-корейски Мемориальный зал, или лучше комплекс "Победа в Отечественной освободительной войне") 조국해방전쟁승리기념관 расположен в Сосонском районе на берегу Потхонгана. Он в момент своего основания (1953 г.) располагался в другом месте в небольшом здании. На нынешнее место он, как пишет Википедия, перебрался в апреле 1963 г. Хотя в Википедии этого не написано, я думаю, в 1974 г. он был значительно перестроен, расширен. Ведь именно тогда к его названию было добавлено слово "победа" - 승리 (стало быть, было переоценено значение войны), появилась знаменитая диорама с изображением Тэчжонской битвы (операции). Мы с
tamar2006 были одними из первых, кто посмотрел диораму. В 2012 г., по указанию Блистательного руководителя, были начаты работы по расширению музейного пространства, было сооружено новое, великое здание. С Тэдонгана сюда перегнали и поставили на вечный прикол американское шпионское судно "Пуэбло"... Обновлённый мемориальный комплекс был открыт в 2014 г.
Мы постояли некоторое время у арки.
Не секрет, что во многие места в КНДР вход по пропуску. Несмотря на то, что с нами были сертифицированные гиды, нам полагался местный, музейный гид. Так во всех музеях. Как это не похоже на Питер! Там, если ты сертифицирован, можешь проводить экскурсии хоть в Эрмитаже! В проёме арки виднелось здание музея, памятник Победы, другие памятники справа и слева.
Симпатичная девушка сообщила, что к нам сейчас придёт русскоговорящая девушка-гид.
А вон и она, шагает строевым шагом. Какая маленькая!
Я первым делом сообщил ей о том, что учился в университете Ким Ир Сена и что был в музее, она засмеялась и сказала: "Я тогда ещё не родилась. А в этом музее вы не были. Вы были в старом, который позади. Туда тоже пойдём. Диораму смотрели?". - "Да". Мы перебросились несколькими словами, и девушка стала ближе, что ли, роднее. Одним словом, понятнее. Я стал смотреть на неё другими глазами. Надеюсь, она тоже стала смотреть на меня иначе, не так, как обычно смотрит на заезжих туристов. Впрочем, так оно у всех.
Она повела нас в музей.
Справа и слева по обе стороны арки близнецовые памятники - "Знамя Армии" и "Знамя Партии". Они различаются эмблемами и направлением, в сторону которого развеваются. Это "Знамя Армии".
Впереди здание музея. Перед ним памятник Победы.
Здесь - то, как виден двор с противоположной стороны. Арка, два памятника со знамёнами Партии и Армии с солдатами, стелы, одна с факсимиле Полководца, почти не видны...
Гид повела вдоль памятников, обрамляющих проход к музею, к выставке трофеев, захваченных в ходе боевых действий доблестной Корейской народной Армией.
Это один из памятников.
"Битва за переправу через Нактонган".
Прошагав сквозь памятники, мы пришли к выставке трофейного оружия, оборудованной под огромным навесом на берегу реки. Среди трофеев были и трофеи, захваченные после войны. "А мы посмотрим корейское, советское оружие?". - "Если останется время".
Этот захвачен в 1968, что ли, году.
Осмотрев трофеи, мы, в соответствии с логикой экскурсионных событий, пришли к USS Pueblo. О "Пуэбло" написано много и разнообразно. Я предлагаю прочитать два отчёта - один
на английском языке, второй
на русском. Оба - хороши, у каждого свои достоинства.
Как уже сказал, "Пуэбло" раньше стоял на приколе на Тэдонгане. Сюда его перегнали осенью 2012 года.
Напротив, на берегу Потхонгана, сидели рыбаки.
Как интересно! Рабочий день, считай, в разгаре, надо строить светлое будущее, а рыбаков тьма!
В наше время такого не было. В наше время народ работал - восемь часов, учился - восемь часов и спал - восемь часов. А на рыбалку времени не было.
Мы пошли в Мемориальный зал.
Источник:
https://en.wikipedia.org/wiki/Victorious_War_Museum Гид предупредила, что внутри фотографировать абсолютно запрещено. "А как же мы расскажем родным и близким об увиденном? Они попросят показать фотокарточки". - "Я приведу вас в сувенирный магазин, где вы сможете купить книги, альбомы и открытоки". Охохошеньки! Товарищ гид! Как это назвать иначе, как не вымогательством! Я из принципа ничего не стал покупать. Нет. Кажется, купил баночку сока. Или холодного кофе. Сок, кофе политической окраски не имеют. Хотя... Как сказать. Впрочем, кофе, кажется, был свой, корейский.
Войдя внутрь, мы увидели гигантское, кафедрального типа, грандиозное фойе, посередине широченную мраморную лестницу, ведущую наверх к белоснежной, освещённой лучами искусственного света, статуе Любимого и уважаемого вождя товарища Ким Ир Сена, одержавшего блистательную победу в Отечественной освободительной войне. Товарищи зашептались: "Похож на внука". Что вы! Это внук похож на него!
Поклонившись полководцу, мы поднялись по боковой лестнице наверх и зашагали по музею.
Не помню, сколько гид сказала залов в музее - он огромен. Мы не только посмотрели выставки оружия, документов, флагов, нас провели по весьма реалистическим дотам и пещерам, в которых обитали бойцы КНА...
Больше всего поразила диорама в старой части музея, которую я уже имел удовольствие смотреть сорок пять лет назад. Её смотрели, затаив дыхание. Куда до неё "Аватару"! Художник, нарисовавший тысячи фигурок, сделал это за рекордно короткое время...
Накупив открыток, вышли из музея. Сфотографировались на память. Хорошая гид нам попалась! Мне понравилась.
Когда мы пришли к автобусу, Чу Гевара с гордостью сказал: "Вы хотели прогуляться по Пхёньяну? Сейчас прогуляетесь". Мы поехали на улицу учёных Мирэ.
______________________________________________________________________
Как сказал выше, историю пишут люди, причём пишут по-разному, каждый на свой лад. Мы посмотрели на историю, которой её видят и рисуют по эту сторону баррикад. По другую видят иначе. Мне попался на глаза комментарий американца, побывшего в музее. Лестно отозвавшись об убранстве мемориального зала, он вежливо заключил: "Well, all I can say is that I respectfully can agree to disagree with the presenters".
Похоже, люди смотрят слишком много голливудских фильмов, в которых показывают collateral damage. Многие разучились говорить: "Sorry".
____________________________________________________
* Надо будет как-нибудь развить эту тему - тему "закрытости". Действительно, как сказал, в КНДР может поехать каждый, но понять её, проникнуть в души их людей способен не каждый. Многие туристы ведь смотрят преимущественно на внешние атрибуты, на антураж. Таким образом, человек может съездить в страну, но она, по сути, по-прежнему остаётся для него "закрытой"...