18 сентября 107-го года чучхе, приблизительно 16:00-16:30
МЫ ехали в направлении Музея победы, как намертво встали в пробке (есть-таки заторы в Северной Корее!). А где встречный транспорт? Должно быть, стоит впереди в километре или двух от нас. Мелькнула мысль: "Не иначе, Мун Чжэин куда-то поехал из своей резиденции. Это же дорога номер один!". Обернулся назад, чтобы поделиться своими соображениями с Морем - тот спал.
Мы стояли вблизи Рёнхынского перекрёстка 룡흥네거리 (или 사거리, надо проверить, как его называют северяне), того самого, где заканчивается Рёмён 려명거리 и на котором возвышается башня Бессмертия - Ёнсэнтхап 영생탑.
Фотографии ниже снял в промежутке между 4:11:19 РМ и 4:17:57 РМ, когда решил хоть чем-то занять себя.
Рёмён 려명 ("восход солнца", "начало нового дня", букв. "рассвет"), вторую, можно сказать, улицу учёных Мирэ, начали застраивать современными зданиями в начале 2016 г. по личному указанию Блистательного руководителя. Она тянется три с половиной километра от
Кымсусанского дворца Солнца (того, в котором в саркофагах лежат тела усопших деда и отца нынешнего руководителя нации) до башни Бессмертия. Не прошло и года после указания, как здесь, словно грибы после дождя, появились высотки разнообразной формы и преимущественно зелёного цвета, в которые стали переселяться преподаватели университета Ким Ир Сена.
Одним из самых примечательных в архитектурном отношении уголков перекрёстка является комплекс из трёх зданий зелёного цвета, имеющих форму цветка. В них располагаются ресторан, ещё что-то. Комплекс называется по имени расположенного в нём архитектурного бюро, которое занимается планировкой и дизайном улицы Рёмён - Роксэк кончхук кисуль кёрюса 록색건축기술교류사, в буквальном переводе "компания обмена зелёных строительных технологий". "Зелёный" означает "экологический", "не наносящий вреда окружающей среде", "энергосберегающий".
Помню, когда глазел на здания, мне в голову вдруг ни с того ни с сего, буквально на секунду, просто так пришла совершенно дурацкая мысль, что я, бывает же такое, и что нашло на меня, короче, я представил себя Незнайкой в Солнечном городе, маленьким пацаном в Андерсенграде.
Но как здесь всё изменилось! Если бы я не знал, где нахожусь, я бы подумал, что нахожусь где-нибудь за границей. При мне эта улица выглядела совершенно иначе. И у неё было другое название. Тогда её называли Кымсон 금성거리. Название запоминалось легко - оно было созвучно имени Ким Ир Сена 金日成 (по-корейски Ким Ильсон). Откинь "иль", прочитай первый иероглиф как "золото", и получалось Кымсон.
tamar2006 подтвердит, что такие разговоры о названии улицы имели место быть. И кому только в голову пришла идея заменить знатное, полное глубоких смыслов название на банальное "Рассвет"? Мы частенько с
tamar2006 топали по Кымсон до метро, аккурат до этого места, вон она, станция Боевые друзья, жива старушка. А В. Сухинин, наш любезный куратор, водил нас по ней в обратную сторону, на гору, где не было ни зоопарка, ни аттракционов, зато была одному ему да местным жителям известная харчевня. Было же времечко!
После появления на Кымсон в 1977 г. Кымсусанского зала заседаний 금수산의사당 (ныне дворца Солнца) улица стала правительственной (как говорят в КНДР, "дорогой №1"). По ней перестал ходить общественный транспорт... К слову, она и сейчас - "дорога №1". Почему мы от института иностранных языков до Рёнхынского перекрёстка ехали окольными путями? Не потому ли, что по Рёмён должны были проехать Ким и Мун?
А это
башня бессмертия 영생탑, воздвигнутая в честь первого президента КНДР. Под ней должен проехать кортеж дорогого гостя. Она появилась в 1997 г. Корейское название сложено из трёх иероглифических морфем - 永 "долгий; вечный", 生 "жизнь", 塔 "башня". Первые две складываются в слово "вечная жизнь", "бессмертие". Подобные башни есть в других городах КНДР и дружественной ей страны.
Высота башни - 92.52 м. Постамент представляет собой арку, через которую и пролегает улица Рёмён.
Мы простояли, не трогаясь с места, минут двадцать, никого и ничего не увидели. Тут кто-то невидимый дал отмашку, и машины поехали. Поехали и мы. Какая странная пробка!
Минут через пятнадцать неспешной езды мы были у Музея победы в Отечественной освободительной войне. Пхёньян, на самом деле, не очень велик. Его весь, думаю, можно проехать за полчаса, ну, за сорок минут. Если нет пробок, конечно.