Итак, разговор снова о модерне. Начнем, пожалуй, в манере Лосева.
Модерн есть ли нечто или есть ничто? Модерн, разумеется, есть нечто, ибо если есть ничто, то и говорить не о ЧЕМ.
Модерн есть нечто определенное или неопределенное? Есть нечто определенное, ибо если есть нечто неопределенное, то и говорить о нем ниКАК не возможно.
Что значит что модерн
(
Read more... )
Reply
Основной вопрос здесь - почему Восток не заметил того, что для Запада оказалось потрясением основ? Одно и то же событие одного ломает напрочь, другого утверждает в его силе и смысле. Не очевидно ли, что дело не в событии?
Крестовые походы и разрыв с Византией были проявлением новой цивилизации, католической. В Длинном 16-м веке формируется другая цивилизация, цивилизация Модерна. Самый интересный вопрос тут о связи этих цивилизаций между собой и их обеих с христианской цивилизацией, которая была до раскола.
Reply
И католизация, и модерн- проявление все той же метафизической пустоты европейского духа. Пустоты, о причинах которой я сказал комментом выше. Пустоты, которую Европа заполнила христиантством- но оно не приросло к мясу. Груз этого зазора Европа несла в надежде на второе пришествие- и каждое разочарование, каждое несбывшееся обетование приводило к сбрасыванию какого-то куска.
Reply
угу. и я вижу резоны тому, о чем вы написали выше.
вот только "метафизической пустота" выглядит как пустой оборот речи :) но стоит ее наполнить содержанием, и появляется выход к причинам, и я б даже сказал, причине.
впрочем, в общем виде вы ее указали. это своеобразная рецепция чуждой культуры (греков). она же (рецепция) всегда происходит не без ущерба для воспринимаемого. вот, европейцев и "понесло". через много столетий, уже восприняв от европейцев их образ мышления (тоже частично), понесло Россию, да еще быстрее.
Reply
Reply
оттого Европа это такое перманентно модерновое общество, и модернизирующееся, само собой. а история европейской культуры - это история деконструкции, сметения традиций одна за другой. модерн же это что? это то, что противополагается традиции. в этом смысле постмод не открыл ничего нового, кроме осознания тупика. поэтому постмодерн это тот же модерн, быть может, самый полный и совершенный модерн, ибо рациональному уму надлежит себя осознавать. Стало быть, модерн, наконец, нашел себя в постмодернизме , что есть ничто иное как модерна тупик. Логичный конец. Но в конце пребывать можно долго
Reply
Не органика. Не проросло. А залито.
Reply
Reply
Строго говоря, модерн начался именно тогда. Впервые сложилось нечто, вопринимавшее сам мир как временное, ущербное явление( не упадок после золотого века, а именно ущербное явление, которое ждет прихода дворника). Остальное следствие этого следствия.
Reply
фиг знает, не историк.
но не хотелось бы искать трактовки в психоаналитическом ключе. мне проще объяснять происходившее чрезмерной приверженностью формализму, формальной логике, формальным законам. если суждение о конце света формально-логически верно вытекало из священных книг, то конечно, бояться было нужно. а потом, конечно, нужно было послать эту религию нахрен как обман.
Reply
А модерна не было. И в конец света веровали, но не ждали и не звали.
Reply
Reply
Reply
в общем, не без пользы обменялись мнениями.
Reply
Reply
Метафизическая пустота это уже несколько ближе к теме, но надо для начала хотя бы раскрыть, что это значит. Не думаю, что какие-нибудь чжурчжени на север от Великой стены были более метафизически содержательны, чем бургунды и лангобарды.
Я считаю, что модерн это уникальное явление, и как таковое не вписывается ни в какую закономерность, так что искать естественный закон, из которого его можно вывести, пустая трата времени.
Reply
Leave a comment