Модерн, Часть 1.

May 24, 2012 01:54


Итак, разговор снова о модерне. Начнем, пожалуй, в манере Лосева.

Модерн есть ли нечто или есть ничто? Модерн, разумеется, есть нечто, ибо если есть ничто, то и говорить не о ЧЕМ.

Модерн есть нечто определенное или неопределенное? Есть нечто определенное, ибо если есть нечто неопределенное, то и говорить о нем ниКАК не возможно.

Что значит что модерн ( Read more... )

Теория

Leave a comment

zimopisec May 25 2012, 06:35:51 UTC
Не только и не совсем.
Славянский мир Восточной Европы тоже рецептнул чуждую ( византийскую) культуру, более того, по рецептуемым вдарило еще татарством- и тем не менее традиции всего лишь эволюционировали, модерна не возникло.

Попробую подробнее. К началу эры в Западной Европе существовали мир римский и мир кельтский ( Италию и Испанию опускаем, они по большому счету уже входили в римский мир. А мир германский еще не сложился). Римская экспансия привела к тому, что кельтский мир оказался полуразрушен, кельты начали романизироваться и терять старое, автохтонное "друидическое", грубо говоря, мировосприятие. С другой стороны, в силу засилья разнообразных понаехаловтут плюс христианизация- начал распадаться, терять стержень мир римский. И все это существовало, бурлило и кипело в отлитых Римом уникальных формах.
Удар переселения народов середины 1 тысячелетия пришелся на конгломерат несложившейся романистической ( назовем это так по аналогии с эллинистической) культуры и традиции. Поэтому автохтоны ничего, кроме неукорененного еще христианства, не смогли дать пришельцам в духовном плане. И при этом величие имперских форм не позволило пришельцам отбросить автохтонов как мусор, переварить их и жить дальше исходя из собственной традиции ( как известно, Западная Европа играла в Римскую Империю вплоть до начала 19 века). Отсюда и та самая пустота, о коей речь.

Reply

readership May 25 2012, 07:19:38 UTC
опять же, вижу резон в вами написанном. но все же мне кажется логичным рассматривать все эти перетряхи как сопутствующее и способствующее, но не причинное явление. метафизика отнюдь не пуста, а очень даже конкретно наполнена, особенно рассмотренная под определенным углом. вот с нее и пошло или с этого угла. а это образ мысли, ничего более.

оттого Европа это такое перманентно модерновое общество, и модернизирующееся, само собой. а история европейской культуры - это история деконструкции, сметения традиций одна за другой. модерн же это что? это то, что противополагается традиции. в этом смысле постмод не открыл ничего нового, кроме осознания тупика. поэтому постмодерн это тот же модерн, быть может, самый полный и совершенный модерн, ибо рациональному уму надлежит себя осознавать. Стало быть, модерн, наконец, нашел себя в постмодернизме , что есть ничто иное как модерна тупик. Логичный конец. Но в конце пребывать можно долго

Reply

zimopisec May 25 2012, 07:24:14 UTC
Именно наполнена. Точнее, заполнена.
Не органика. Не проросло. А залито.

Reply

readership May 25 2012, 07:31:31 UTC
ну да, не органика. факт. а почему не органика? потому что был перетрях. с этой точки зрения его можно ставить на первое место. и им же объяснять повсеместную победу христианства. а потом? вот я и говорю, что в той "не органике" была какая-то червинка. потому что перетряхи случались в разных концах мира, и списывать все на особенности именно этого пертряха было бы странно, на мой взгляд. .

Reply

zimopisec May 25 2012, 07:57:46 UTC
Не было такого варианта, что два перетряха подряд, второй по неустоявшемуся первому, и при этом до и в процессе первого создавалась форма, пережившая перетряхи и не позволившая прорастать с нуля. Вот это сочетание и уникально.
Строго говоря, модерн начался именно тогда. Впервые сложилось нечто, вопринимавшее сам мир как временное, ущербное явление( не упадок после золотого века, а именно ущербное явление, которое ждет прихода дворника). Остальное следствие этого следствия.

Reply

readership May 25 2012, 08:41:12 UTC
"травма детства"?
фиг знает, не историк.
но не хотелось бы искать трактовки в психоаналитическом ключе. мне проще объяснять происходившее чрезмерной приверженностью формализму, формальной логике, формальным законам. если суждение о конце света формально-логически верно вытекало из священных книг, то конечно, бояться было нужно. а потом, конечно, нужно было послать эту религию нахрен как обман.

Reply

zimopisec May 25 2012, 08:46:58 UTC
Это все было и у греков, византийцев, восточнославянцев:)
А модерна не было. И в конец света веровали, но не ждали и не звали.

Reply

readership May 25 2012, 08:50:12 UTC
так законы, что в Англии, что в Греции были и есть. а исполняются как?

Reply

zimopisec May 25 2012, 08:53:30 UTC
Вот я и говорю. Примат формы. Форма- единственное уцелевшее при перетряхе.

Reply

readership May 25 2012, 08:57:17 UTC
причем, неорганическая форма :)

в общем, не без пользы обменялись мнениями.

Reply

zimopisec May 25 2012, 08:47:49 UTC
А европейцы, поскольку ждали и звали- то таки послали.

Reply


Leave a comment

Up