Рассказ об обретении вновь иконы Августовской Божией Матери. Часть II. Как была найдена святыня.

Oct 18, 2012 19:21

image Click to view


В этом коротеньком видеоролике - тогдашняя телеверсия нахождения иконы.

В первой части этого своего поста, я рассказал об истории возникновения одной из самых необычных икон (первую часть можно прочесть здесь). Некоторые же подробности нахождения казачьей святыни, я обещал рассказать во второй части своего поста. Выполняю данное обещание.
Официальная версия появления вновь найденной святыни в Волгограде (распространённая самыми различными СМИ) была такова: «Совершенно случайно историю про нахождение иконы услышал один очень известный в регионе человек (экс-мэр Волгограда Р.Г.Гребенников, на тот момент он был мэром города), по происхождению - казак. Заинтересовался и попросил одного из Волгоградских казачьих атаманов разузнать нынешнюю судьбу святыни поподробнее. Одновременно узнали об этом и различные криминальные структуры, послав своих эмиссаров в рейд по Еланскому району, следом потянулись любители наживы отовсюду. В сельскую «глубинку», внезапно понаехали сомнительные «туристы» с расспросами про икону. Священник отец Кирилл был вынужден забрать икону к себе домой. В один из вечеров - стук в дверь. Батюшка перекрестился (чему быть - того не миновать) и открыл дверь. Порог перешагнули … казаки с Волгограда. Икона была передана на хранение в администрацию города Волгограда и впоследствии, 12 июня 2010 года, глава Волгограда Роман Гребенников торжественно передал её Храму Иоанна Предтечи. После чего она была отправлена на реставрацию».
Вообще-то, примерно так всё и было. Но, поскольку тем самым атаманом, которого попросили «разузнать нынешнюю судьбу святыни» был я, хотелось бы кое-что добавить от себя:


1. Действительно, Гребенников попросил меня узнать «правда ли, что где-то в нашем регионе нашлась святыня» и «нельзя ли на неё поглядеть».
Небольшое отступление: Непосредственно с  Р.Г.Гребенниковым, я знаком где-то, с 1999 года. Не сказать, чтобы это были какие-то там дружеские отношения, просто были знакомы. Гребенников тайно всегда очень интересовался историей казачества. Ведь его прадед погиб в гражданскую войну, сражаясь с большевиками (как я полагаю, по ряду причин, он был участником беспощадного рейда Мамонтова). Роман Гребенников, как политик, понимал, что собственный электорат казачества в нашем городе очень не велик, а регион у нас сильно «красный», поэтому подобную информацию, до поры, до времени и не афишировал.



Гребенников Сергей Самойлович (1889 - 1919 годы жизни).
Казак станицы Нижне-Чирской. Чин - младший урядник (младший унтер-офицер).
В 1919 году служил в 4-м Донском корпусе Донской армии.



Про эту фотографию. Дело было в день открытия памятника казакам. Мы пришли раньше других, никого ещё не было.
Встали посреди аллеи (чуть не доходя до памятника), что бы сфотографироваться.
Вдруг, кто-то, со словами: «Я - тоже казак!», протискивается в наши ряды.
Я, не оглядываясь, бросил через плечо: «Ну, пролазь между нами боком, раз казак».
Оказалось, что это - Гребенников (говорили, что его не будет вообще, мол, осложнение после операции, он тогда её только перенёс).

2. Весь регион объезжать не потребовалось. У большого количества казаков-волгоградцев родственники живут в области. Также в нашей области много краеведов, историков, священнослужителей. Значительную часть из них наши казаки просто обзвонили по телефону. И район для поиска святыни была изначально определён правильно.

3. Сразу было видно, что икона нуждается в реставрации - краска потускнела, многие образы повредились от времени. Но вот лик самой Божьей Матери с младенцем сохранился совершенно нетронутым. Это можно было расценить и как маленькое чудо. Далее, как я понимаю, произошло следующее: Отец Кирилл разместил сначала икону у себя в сельском храме. Прихожане стали у него спрашивать, что это за такая странная икона висит, среди новеньких современных. Священник всем рассказывал, в чём тут дело. Слухи об иконе с «чудесным ликом» стали быстро распространятся, что для сельской церкви не обязательно хорошо. Средств на усиление охранных мер не было. Храмы в сельской местности отличаются от городских тем, что паства у них гораздо беднее и спонсоров зачастую взять совершенно негде.

4. Решение о начале операции по поиску и спасению иконы, было принято правлением нашей организации спонтанно (поговорили об этом и через два часа, вызвавшиеся добровольцы уже выехали на поиски). Соответственно, данную акцию никто не финансировал, да финансирование и не нужно оказалось (деньги на ГСМ дал я, питанием же казаки себя обеспечили самостоятельно, вот и всё).

5. Ни на какое хранение в какую-либо администрацию, икона, конечно, не сдавалась.  Само по себе, администрация функций по охране чужого имущества нести не может, это очень странно выглядело бы. Вот представьте себе такую расписку: «Забрал к себе, лежит в шкафу, несу личную ответственность за порчу и утрату. Подпись - мэр». Представили? На самом деле, это я попросил администрацию закинуть такую «утку» журналистам, чтобы отвлечь внимание от себя. На протяжении всего времени хранения (до передачи в храм) икона хранилась в казачьем штабе. Казаки нашей организации, по очереди охраняли её. Дважды, когда с охраной иконы возникали кое-какие накладки, я забирал её к себе домой.



Икона на хранении в казачьем штабе.



Передача иконы в храм казаками, доставившими её в Волгоград.

6. Благодарности за нахождение и сохранение иконы, я не только не получил (но это бы ладно, мне ничего и не надо, принципиально), но получилось даже несколько наоборот. Пришлось испытать значительный «прессинг» от самых различных структур и персоналий. Это журналистам можно любую «пургу» прогнать (они в тему и не «включаются» никогда, им это и не надо, и пофигу им это;  материал быстрее в номер и всё - отстаньте), из остальных же мало кто поверил, что икона находится в администрации. Приезжали ко мне, разговаривали «по душам», так сказать. Основных варианта беседы было три:
а). Чтобы икону передал в другой храм, туда, куда укажут определённые люди, а мне за это будет что-то хорошее.
б).  Чтобы сказал публично, что про икону мне изначально сказал не Роман Гребенников, а Анатолий Бровко (экс-губернатор Волгоградской области, на тот момент - губернатор), что я просто «запамятовал» слегка. Это предложение, оба раза (из разных уст) звучало открыто (прямо при моих казаках), безо всякого стеснения. Предлагалось сразу поехать к нему (во второй раз - к его жене) и всё решить «как надо». Честно говоря, не думаю, что сам Бровко был в курсе того, как именно ему хотят угодить.
в). Мне просто предлагали деньги - 10 тыс. евро сразу (мне некоторые умники говорили, что попав за рубеж, стартовая цена с аукциона будет в десять раз больше этой суммы, даже если эта икона всего лишь одна из 15 списков, а даже и не первообраз; вот чего не знаю, того не знаю). Говорили в том плане, что скажи, что икону украли. Мол, никакие органы ничего расследовать не будут, ценность данной иконы неизвестна, да и само её существование под вопросом (так и было бы, случись чего). Для меня подобная сумма, кстати, является реально большой, я человек очень не богатый (а по своим потребностям - почти аскет).
Я всем отвечал примерно одинаково: «Вы даже не представляете, что со мной после этого может случиться», и поднимал глаза к потолку. Каждый понимает в меру своего понимания. Большинство собеседников решило почему-то, что потолок, это - московская мафия (или там - ростовская, международная, ещё какая-то), которая зачем-то имеет свой интерес в этом деле и со мной типа разберётся. Некоторые утверждали, что и с «верхом» договорятся, я возражал, что с «этим верхом» договориться не получится. На самом деле, я имел в виду лишь то, что со мной могут случиться муки собственной совести, а я этого очень не хотел бы (привык верить, что поступаю по совести; может быть это тоже разновидность самообмана, но я так привык, мне так приятнее жить на свете). А заглянуть я пытался гораздо выше потолка. Там высоко, над крышей здания - небо. Таинственное, прекрасное и … строгое.



На реставрации в Дубовском Свято-Вознесенском женском монастыре.



Икона после реставрации. Теперь ей может любоваться каждый прихожанин нашего храма.

Вместо заключения: «Не собирайте себе сокровищ на земле … но собирайте себе сокровища на небе … ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Евангелие от Матфея).

Казаки, Православие

Previous post Next post
Up