Продолжаем наше первое знакомство с музыкой Шумана. Послушаем еще две пьесы из Fantasiestücke op.12: N°3 - "Почему?" и N°5 - "Ночью". Выбор опять-таки связан с двумя основными шумановскими образными сферами: глубокой поэтической мечтательностью и предельной, часто мятущейся, страстностью. Разумеется, в разных произведениях проявляются разные степени и смысловые оттенки этих состояний. Предложенные мною пьесы дают, конечно, неполную картину, но это все же достаточно типичные образцы.
Слушаем замечательные записи Рихтера.
N°3 "Почему?":
Click to view
N°5 "Ночью"
(после In der Nacht идет супервиртуозная, феерическая 7-я пьеса сборника - "Сновидения", тоже послушайте. Это лучшeе исполнение из когда-либо мной слышанных):
Click to view
А теперь, пользуясь краткостью основной части этого выпуска, я объясню основные принципы "номенклатуры" музыкальных произведений. Дело в том, что "текстовые" названия произведений, типа "Патетическая соната" или "Порыв", "Ночью" и т.п., в целом, сравнительно редки. Чаще всего произведения не имеют "имен собственных" а называются по жанрам - Соната, Симфония, Ноктюрн, Полонез и т.д. Естественно, без дополнительных уточнений, отличить одну вещь от другой невозможно. Поэтому, используются разные "добавки":
1. Простая нумерация - т.е. Симфония или Соната номер такой-то. Но часто композиторы не делали подобной нумерации, и она, если и существует, - плод деятельности позднейших издателей, музыковедов, биографов.
2. Тональность. Для тех, кто не занимался музыкой, понять это довольно сложно. Но я попытаюсь объяснить в общих чертах. В европейской музыке, начиная с 17 в. существует два основных лада - мажор и минор, которые представляют два разных набора звуков и аккордов (дающих в случае мажора - более светлый и радостный, а в случае минора - более грустный характер музыки). Каждый из этих ладов может начинаться от любой ноты (от до, от до#, от ре от ре# и т.д.). Таким образом, "Соната соль-мажор" означает, что основной (но не единственный) набор звуков, используемых в данной сонате - это мажорный звукоряд, начинающийся от ноты соль (конкретно: соль-ля-си-до-ре-ми-фа#). Однако, для слушателя, это никакого принципиального значения не имеет. Просто музыкантам удобнее идентифицировать произведения таким способом.
3. Номер opus'а. Opus - по-латински произведение, творение. Номер опуса - это номер присваиваемый произведению или сборнику издателем при первой публикации. Таким образом, нумерация по опусам отображает не хронологию сочинения произведений, а хронологию их издания. Часто, но далеко не всегда, эти хронологии близки друг другу. К примеру, у Бетховена, они в основном сходятся, но с немалыми исключениями. Так, Рондо "Ярость по поводу потерянного гроша" сочинено Бетховеном в молодости, но опубликовано в конце жизни. Поэтому оно фигурирует как op.129. Если в сборнике несколько произведений, то они получают внутреннюю нумерацию. Например, первые три фортепианные сонаты Бетховена (op.2) были опубликованы одной тетрадью и соответственно, носят следующие названия: Соната N°1 фа минор op.2 N°1, Соната N°2 ля мажор op.2 N°2, Соната N°3 до мажор op.2 N°3.
4. Каталоговый номер. У многих композиторов, насочинявших кучу музыки, и публиковавших ее редко или как попало (особенно до 19 в.), навести порядок все равно очень трудно. Поэтому существуют специально разработанные каталоги. Например, каталог произведений Баха, содержащий более тысячи номеров, обозначается буквами BWV (Bach-Werke-Verzeichnis), каталог Моцарта - KV или просто K (по имени создателя, Людвига фон Кёхеля), каталог безопусных произведений Бетховена - WoO (Werke ohne Opus).