Музпросвет N°13. Шуман - "Пьесы-фантазии" op.12

Nov 10, 2014 23:55



19 век - век музыки. Век, в котором европейские философы и мыслители (в первую очередь, конечно, немцы) почти единогласно объявили музыку высшим из искусств. Это было обусловлено тем, что музыка, начиная с 17-18 веков действительно взяла на себя роль самого всеобъемлющего и самого мощного искусства, каковым она до того не являлась. К этому интереснейшему вопросу я постараюсь однажды вернуться поподробнее.
А теперь о том, что было непосредственно после Шуберта. В 1830-е годы выдвинулось новое поколение выдающихся музыкантов, которые и стали собственно романтиками, в полном смысле слова; которые оформили музыкальный романтизм во всех своих составляющих - как музыкально-содержательных, так и общественных и идеологических. Среди них Шуман, Шопен, Лист, Мендельсон. Таким образом, можно говорить о двух фазах романтизма в первой половине 19 века: ранней (Шуберт, К.М.Вебер, Паганини...) и зрелой - поколение 30-х.
Сегодня речь пойдет о Шумане (1810-1856). Можно без преувеличения сказать, что Роберт Шуман - это самое сердце музыкального романтизма. Он был не только великим художником, но и очень талантливым литератором и музыкально-общественным деятелем. В 1834 году он основал «Новую музыкальную газету» (Neue Zeitschrift für Musik) существующую по сей день (!), в которой публиковал критические статьи и выступал как глашатай прогресса и высоких идеалов в искусстве, против бюргерского консерватизма и затхлости.
В первые 10 лет своей творческой деятельности, Шуман писал исключительно для фортепиано. Сочинения этого периода остались самой яркой страницей его творчества.
Музыка Шумана - сложная. При всей редкостной вдохновенности, она, в целом, более так сказать витиевата чем, скажем, музыка Бетховена, Шуберта или Шопена. Трудно найти определение, но в ней, "концентрация" - насыщенность процесса деталями, событиями, поворотами, - в среднем выше, чем у большинства композиторов. Кроме того, его самые значительные сочинения очень масштабны и требуют как специальных комментариев, так и долгого, особо внимательного вслушивания. Поэтому, для первого знакомства я предлагаю цикл небольших фортепианных пьес "Пьесы-фантазии" op.12 (в одном из будущих выпусков я подробнее объясню "номенклатуру"
музыкальных произведений - опусы, тональности и т.д.).
Сборник op.12, который сам Шуман считал одним своих самых удачных и совершенных сочинений состоит из восьми небольших пьес. Оригинальное название - Fantasiestücke - переводят чаще как "Фантастические пьесы", но, в принципе, "Пьесы-фантазии" - правильнее. Говоря об экспромтах Шуберта, мы уже упомянули новый, типично романтический жанр "характерных пьес" (Charakterstücke) который в 19 веке занял место самой широкой музыкальной продукции для отдельных инструментов (особенно - фортепиано). У Шумана, такие пьесы, вдобавок, еще и как правило имеют конкретные образные названия.
Вот полное содержание op.12:
1. Вечером
2. Порыв
3. Почему?
4. Причудливые образы
5. Ночью
6. Басня
7. Сновидения
8. Конец песни

Для начала, предлагаю послушать первые два номера:
N°1 - "Вечером" и N°2 - "Порыв"

Рихтер (0'00''-6'54''):

image Click to view



Юдина (0'00"" - 7'27''):

image Click to view



Выдающийся французский пианист 20в. - Ив Нат:
https://youtu.be/U6sKjMbFGlY?t=5704
https://youtu.be/U6sKjMbFGlY?t=5931

Выбрал я именно эти две пьесы не только потому, что они открывают цикл, но и потому, что они в чистом виде воплощают два, пожалуй, самых типичных шумановских образа: в "Порыве" - это стремительная, предельная страстность, а в "Вечером" - особая, зачарованная, если можно так выразиться, мечтательность. Оба образа - крайне романтические и глубоко укорененные во всей германской культуре той эпохи - ее поэзии, литературе, живописи. Вспомним тут же и о других типичных чертах музыкального романтизма - о повышенно личностном характере высказывания (все "от первого лица"), об опоре на песенность (т.е. не вообще любую, а специфически немецкую - Lied).

Музпросвет, Шуман

Previous post Next post
Up