Музпросвет N°12. Шуберт - "Неоконченная симфония" (продолжение)

Oct 17, 2014 02:13



В этом выпуске я предлагаю сосредоточиться на первой части "Неоконченной симфонии" с точки зрения ее строения.
В одном из первых выпусков мы уже говорили о музыкальной форме. Речь шла о форме рондо на примере "Ярости по поводу потерянного гроша" Бетховена.
На этот раз поговорим о другой, так называемой, сонатной форме. Я пока не буду вдаваться в технические детали. Рассмотрим лишь общий план. Этого пока вполне достаточно.
Всего базовых классических форм совсем немного. Можно пересчитать на пальцах.
Сонатная - самая сложная из них и предоставляющая самые богатые возможности. Она была выработана во второй половине XVIII в. в творчестве Гайдна, Моцарта и их современников и достигла высшей точки сложности и масштабности у Бетховена. Впоследствии она продолжала развиваться и обогащаться вплоть до середины ХХ в.
В сонатной форме обычно писались все первые части симфоний, сонат, концертов, квартетов и прочих многочастных циклов.
В "Неоконченной" сонатная форма особенно четко воспринимается на слух. Поэтому я и выбрал ее для ознакомления.

Начнем с того, что в основе сонатной формы всегда лежат, как минимум, две контрастирующие темы : главная и побочная. Сонатная форма позволяет наиболее полно реализовать конфликты, процессы становления и преобразования музыкальных образов.
В первой части "Неоконченной" - всего три темы: тема вступления (0'25''), главная тема (0'44'') и побочная (1'46''- 2'28'')
Послушайте сразу: минуты и секунды даю по записи Георга Шолти:

image Click to view



Обратите внимание, что вся первая часть у Шуберта "сделана" практически только из материала этих трех тем. Удивительная экономность при необыкновенном богатстве "выведенной" из него музыки.

Теперь собственно о строении. Сонатная форма состоит из трех основных частей. Первая - называется "экспозиция". В ней происходит начальное изложение материала, как бы знакомство с персонажами и их взаимоотношениями. Вступление, затем - главная тема, сразу после нее, почти без связующей части, - побочная. Потом - небольшое развитие с заключением (2'29''-4'01'').
После этого экспозиция просто целиком повторяется (4'01''-7'36'').

На 7'36'' начинается новая часть, называемая - "разработка". Как следует из названия, тут мысли, характеры, чувства, выраженные в экспозиции, преобразовываются, "разрабатываются", вступают в новые взаимоотношения, в более глубокие конфликты (композитор тут, в общем, делает, что хочет). В "Неоконченной" вся разработка (7'36 - 10'50'') строится почти только из темы вступления, которая в экспозиции звучала лишь в начале как мрачное предчувствие-вопрос. Теперь же из ее первых звуков рождается музыка полная отчаянного томления после огромного нарастания, выливающаяся в потрясающую трагическую кульминацию (~8'00'' - 8'52''). Следует чередование напряженного ожидания и мощных "вскриков" оркестра, после которых тема вступления, наконец, врывается целиком в совершенно новом, драматически-действенном обличии (тромбоны, 9'28''). Борьба с судьбой, роковая схватка или наступление враждебной силы?..
Разработка заканчивается на 10'50''. В ней есть еще другие "события", о которых я не буду навязывать свои ассоциации. Это дело довольно неблагодарное. Пусть лучше каждый думает и чувствует, что называется, "что Бог на душу положет". Извините, уж если то что сказал не вполне "в точку"; словами не получается.

После разработки следует третья часть, называемая репризой. В ней повторяется экспозиция, но не буквально, а с более или менее значительными изменениями (при этом общий план экспозиции, тем и т.д. остается неизменным). Изменения по смыслу вытекают из пройденного пути, из того, что привнесла разработка. Как бы возвращение и обновленный пережитыми событиями взгляд на действительность (представленную в экспозиции).
В "Неоконченной" изменения в репризе незначительные, но очень выразительные (например 11'09'' - 11'30'').

Экспозиция, разработка и реприза составляют основной структурный костяк сонатной формы. Но часто после всего этого следует более или менее развернутая заключительная часть - "Кода" (помните, в "Эгмонте" последняя -"победная"- часть?). В "Неоконченной" реприза завершается на 14'25''.
Кода - 14'25'' - 15'48''.
Это как бы эпилог, окончательный (и неумолимый) вывод. И этот вывод "делает" вновь тема вступления, напоминающая нам о событиях разработки и о трагизме рассказа.

Вот и все.

Конечно, другие произведения в сонатной форме могут быть в образном плане совершенно непохожими на это. Но общий принцип - [вступление], экспозиция, разработка, реприза, [кода] - очень стабилен на протяжении примерно 200 лет развития сонатной формы. Его можно сравнить, например, со строением театральной пьесы, где непременно есть завязка, развитие, кульминация, развязка.

Шуберт, Музпросвет, Симфония

Previous post Next post
Up