В этом выпуске я предлагаю сосредоточиться на первой части "Неоконченной симфонии" с точки зрения ее строения.
В одном из первых выпусков мы уже говорили о музыкальной форме. Речь шла о форме рондо на примере "Ярости по поводу потерянного гроша" Бетховена.
На этот раз поговорим о другой, так называемой, сонатной форме. Я пока не буду вдаваться в технические детали. Рассмотрим лишь общий план. Этого пока вполне достаточно.
Всего базовых классических форм совсем немного. Можно пересчитать на пальцах.
Сонатная - самая сложная из них и предоставляющая самые богатые возможности. Она была выработана во второй половине XVIII в. в творчестве Гайдна, Моцарта и их современников и достигла высшей точки сложности и масштабности у Бетховена. Впоследствии она продолжала развиваться и обогащаться вплоть до середины ХХ в.
В сонатной форме обычно писались все первые части симфоний, сонат, концертов, квартетов и прочих многочастных циклов.
В "Неоконченной" сонатная форма особенно четко воспринимается на слух. Поэтому я и выбрал ее для ознакомления.
Начнем с того, что в основе сонатной формы всегда лежат, как минимум, две контрастирующие темы : главная и побочная. Сонатная форма позволяет наиболее полно реализовать конфликты, процессы становления и преобразования музыкальных образов.
В первой части "Неоконченной" - всего три темы: тема вступления (0'25''), главная тема (0'44'') и побочная (1'46''- 2'28'')
Послушайте сразу: минуты и секунды даю по записи Георга Шолти:
Click to view
Обратите внимание, что вся первая часть у Шуберта "сделана" практически только из материала этих трех тем. Удивительная экономность при необыкновенном богатстве "выведенной" из него музыки.
Теперь собственно о строении. Сонатная форма состоит из трех основных частей. Первая - называется "экспозиция". В ней происходит начальное изложение материала, как бы знакомство с персонажами и их взаимоотношениями. Вступление, затем - главная тема, сразу после нее, почти без связующей части, - побочная. Потом - небольшое развитие с заключением (2'29''-4'01'').
После этого экспозиция просто целиком повторяется (4'01''-7'36'').
На 7'36'' начинается новая часть, называемая - "разработка". Как следует из названия, тут мысли, характеры, чувства, выраженные в экспозиции, преобразовываются, "разрабатываются", вступают в новые взаимоотношения, в более глубокие конфликты (композитор тут, в общем, делает, что хочет). В "Неоконченной" вся разработка (7'36 - 10'50'') строится почти только из темы вступления, которая в экспозиции звучала лишь в начале как мрачное предчувствие-вопрос. Теперь же из ее первых звуков рождается музыка полная отчаянного томления после огромного нарастания, выливающаяся в потрясающую трагическую кульминацию (~8'00'' - 8'52''). Следует чередование напряженного ожидания и мощных "вскриков" оркестра, после которых тема вступления, наконец, врывается целиком в совершенно новом, драматически-действенном обличии (тромбоны, 9'28''). Борьба с судьбой, роковая схватка или наступление враждебной силы?..
Разработка заканчивается на 10'50''. В ней есть еще другие "события", о которых я не буду навязывать свои ассоциации. Это дело довольно неблагодарное. Пусть лучше каждый думает и чувствует, что называется, "что Бог на душу положет". Извините, уж если то что сказал не вполне "в точку"; словами не получается.
После разработки следует третья часть, называемая репризой. В ней повторяется экспозиция, но не буквально, а с более или менее значительными изменениями (при этом общий план экспозиции, тем и т.д. остается неизменным). Изменения по смыслу вытекают из пройденного пути, из того, что привнесла разработка. Как бы возвращение и обновленный пережитыми событиями взгляд на действительность (представленную в экспозиции).
В "Неоконченной" изменения в репризе незначительные, но очень выразительные (например 11'09'' - 11'30'').
Экспозиция, разработка и реприза составляют основной структурный костяк сонатной формы. Но часто после всего этого следует более или менее развернутая заключительная часть - "Кода" (помните, в "Эгмонте" последняя -"победная"- часть?). В "Неоконченной" реприза завершается на 14'25''.
Кода - 14'25'' - 15'48''.
Это как бы эпилог, окончательный (и неумолимый) вывод. И этот вывод "делает" вновь тема вступления, напоминающая нам о событиях разработки и о трагизме рассказа.
Вот и все.
Конечно, другие произведения в сонатной форме могут быть в образном плане совершенно непохожими на это. Но общий принцип - [вступление], экспозиция, разработка, реприза, [кода] - очень стабилен на протяжении примерно 200 лет развития сонатной формы. Его можно сравнить, например, со строением театральной пьесы, где непременно есть завязка, развитие, кульминация, развязка.