Музпросвет N°2. Бетховен - "Ярость по поводу потерянного гроша"

Oct 15, 2014 11:16



06.08.14
На этот раз я предлагаю небольшую фортепианную пьесу Бетховена. Она называется Рондо "Ярость по поводу потерянного гроша". Как можно угадать из названия, это шуточное произведение. Бетховен сочинил его в молодости, но издал в последние годы жизни. Потому что оно было так сказать его коронным номером в выступлениях. Видимо, он хотел, чтоб оно оставалось исключительно его собственным концертным "коньком". К старости, когда он совсем оглох, он, конечно, практически перестал выступать и играл в основном только для близких друзей, показывая новые сочинения.
Пьеса эта очень трудная; в те времена воспринималась почти как цирковой номер, как из-за виртуозности, так и из-за смешного названия и задорного характера.
1. Слушайте сначала "просто так".
2. Затем, обратите внимание на строение. Пьеса в форме рондо. Рондо - одна из основных классических форм. Оно сводится к следующему: есть одна главная тема (называется "рефрен"), которая чередуется с разными эпизодами. Рефрен все время возвращается, иногда с какими-нибудь изменениями, но всегда сразу узнается.
3. В эпизодах обратите внимание, как Бетховен работает с материалом. То есть, в данном случае, разные кусочки главной темы преображаются, обосабливаются и служат основой для новых построений.
Я даю вам ссылку на одно из однозначно лучших исполнений "всех времен и народов", крупнейшего немецкого пианиста Артура Шнабеля (первая половина ХХв.). Запись старая, звук не ахти, но исполнение невероятно яркое и живое:

image Click to view



Mожете сравнить с более "обыкновенным", но тоже очень хорошим исполнением замечательного русского пианиста нашего времени Григория Соколова:

image Click to view



Рондо, Музпросвет, Бетховен

Previous post Next post
Up