Итак, возвращаемся к симфониям Бетховена.
На этот раз будем слушать Пятую симфонию - вероятно одно из самых знаменитых из когда либо написанных сочинений.
Однако, на цитаты растащили опять таки только первую часть, даже только начало первой части. А остальное массовый слушатель знает примерно на столько же, насколько все другие симфонии Бетховена.
Пятая симфония создавалась в течении нескольких лет и была исполнена в 1808 году. Она опять таки относится к центральному, "героическому" периоду творчества композитора.
В связи с этой симфонией вспомним материал предыдущих музпросветов.
В первую очередь о четырехчастности. Общая модель четырехчастного цикла в Пятой сохранена. Первая часть - исполнена драматизма высочайшего накала, динамики борьбы, интенсивного становления. Вторая - медленная, медитативная, широкого дыхания. в третьей возвращаются тематические элементы первой части (головной мотив); это конечно не скерцо и не танец в исконном смысле, но и скерцозность (шуточно-игровое начало) и танцевальность ярко прорывается в среднем эпизоде (тут даже какая-то грубая народность), да и основная часть - основана на сильно преображенной, беспокойной и драматической танцевальности. И наконец действо разрешается триумфальным финалом с явными чертами народной массовости и гимничности.
Обратите внимание на конфликтно-динамическую природу музыки с сопоставлением и взаимодействием нескольких остро противопоставляемых друг другу образов. Ведь это изобретение второй половины 18 века - эпохи осуществления человеком великих исторических преобразований, эпохи яркого осознания значения и величия человеческой личности, ее борьбы на духовном и общественном поприщах. До того, такого типа музыки вообще не существовало. Каждое произведение развертывало какой-нибудь один музыкальный образ (пример - Бах, Вивальди, Гендель). Бетховен довел конфликтно-динамическое начало в музыке до высочайшей точки.
Более того, в Пятой симфонии динамика столкновения и становления образов не замыкается внутри каждой части, как в большинстве предшествующих произведений; она охватывает всю симфонию как целое и подключает каждую часть к общему последовательному пути "через борьбу к победе". Между частями происходят постоянные тематические и смысловые переклички. Бетховен вносит также новшество бесперерывного перехода от 3-й части к Финалу. Этот момент очень напоминает переход к коде в увертюре "Эгмонт": из момента затишья вдруг происходит мощное нарастание выливающееся в ярчайшую вспышку начала последней части. Вообще Пятая симфония и Эгмонт родственные произведения. Но в Симфонии схожее содержание раскрыто в гораздо большем масштабе.
Важно заметить, что если в "нормальной", классической симфонии центр тяжести приходится на первую часть, в Пятой Бетховен перемещает его на финал. Таким образом вся музыка начиная с первых тактов, через все части устремлена к триумфальной развязке Финала.
Густаво Дудамель и Молодежный Оркестр им. Симона Боливара:
Click to view
I. Allegro con brio - 00:00 II. Adante con moto - 07:24 III. Allegro - 18:55 IV. Allegro - 24:18
Есть замечательное исполнение Евгения Светланова:
Click to view