Друзья, поскольку бетховенские симфонии - материал очень обширный и непростой, я предлагаю на этот раз маленькую интермедию из цикла "исполнительское искусство".
Интересно, что музыкальное исполнительство в эпоху расцвета композиторского творчества, т.е. 17-19 вв. не рассматривалось как самостоятельный вид искусства. Некоторое исключение составляют певцы (оперные), которые уже в 17-18 в. "звездились", однако их подлинный авторитет в музыкальной среде не мог идти ни в какое сравнение с авторитетом композиторов. Музыканты, которые занимались только исполнительством практически не существовали в качестве профессиональных музыкантов. Были "любители" от крестьян до королей, играющие, и даже очень хорошо, на разных инструментах, но их роль второстепенна. Любой мало-мальски серьезный музыкант обязательно хоть немного сочинял музыку. А знаменитые композиторы были как правило выдающимися исполнителями, играющими в основном свою собственную музыку. Причем именно они (Бах, Скарлатти, Вивальди, Гендель, Моцарт, Бетховен, Паганини, Шопен, Мендельсон, Лист, Брамс, Скрябин, Рахманинов...) и продвигали исполнительское искусство, войдя в историю как непревзойденные мастера игры на своих инструментах. В 19 в. правда начали появляться "неиграющие" композиторы (Берлиоз, Вагнер), но и те придумали себе быть дирижерами (откуда и возникла собственно дирижерская профессия).
Таким образом никакого строгого "разделения труда" не было. Оно появилось с конца 19 в. и окончательно оформилось в 20 в. Сформировался "репертуар" и центр тяжести переместился с современной музыки (т. е. создаваемой самими музыкантами и их живыми коллегами) на музыку прошлого.
Вместе с тем, появление самостоятельного художника-исполнителя ознаменовалось приходом таких мастеров, у которых исполнение и вправду превратилось в независимый вид творчества. Качество, глубина и смысл их исполнительской деятельности стали полноценным творческим явлением.
Сегодня послушаем одного из самых великих, глубоких и человечных музыкантов 20в., советского пианиста Эмиля Гилельса.
Гилельс был одним из уникальных виртуозов в истории музыки. Но при этом он его огромное техническое и звуковое мастерство всегда сочеталось с всепроникающей выразительностью, поэтичностью, вечным поиском глубинного смысла. В его игре мужество, высота мысли, необыкновенная человечность и никакой лишней аффектации.
Он был очень добрым, и скромным человеком. Был немногословен, держался в стороне от всяких диссидентских настроений. Высказывался только через творчество.
Вот его исполнение Прелюдии и Вокализа Рахманинова в Большом зале Московской Консерватории (Вокализ в оригинале для голоса; Гилельс играет фортепианную обработку Ричардсона):
Click to view
Click to view