20.08.2014
Музпросвет N°4
Друзья, а не пора ли нам замахнуться на нашу как говорится, на Симфонию ?
Если останавливаться на Бетховене, то мимо симфонии не пройдешь. Да и жанр это центральный в инструментальной музыке. Можно сравнить с романом в литературе.
Симфония, это конечно неисчерпаемая тема, но для начала, самое главное, разобраться в общей четырехчастной модели.
Так вот, симфония обязательно состоит из нескольких частей. Норма - четыре части. Симфония зародилась в середине 18-го века и достигла расцвета уже в последних симфониях Моцарта и Гайдна (конец 18-го века). Но высшей точкой надо считать симфонии Бетховена. Их у него девять.
Консерваторский анекдот:
На вступительном экзамене вопрос: сколько симфоний у Бетховена.
Абитуриент: три.
Какие же?
Третья, пятая и девятая.
:-)
(Это те, которые входили в программу вступительных)
Так что, третья, пятая и девятая как бы самые что ли узловые симфонии.
Но вернемся к четырехчастности.
Симфония самый обобщающий жанр. В нем композиторы пытались отобразить цельный взгляд на мир и на человека в этом мире. Четырехчастность соответствует четырем как бы ракурсам этого взгляда.
Первая часть - действенная, деятельная, динамическая, драматическая составляющая. Как правило, это "главная", самая длинная и сложная часть (хотя у Бетховена, на пример в 5-й и 9-й, центр тяжести перемещается на Финал - развязку).
Вторая часть - медленная. Размышление, природа, размеренность, уединение, ширь, гладь и т.д...
Третья часть - в 18 в. танец (менуэт), позже замененный Бетховеном на Скерцо (шутка, игра). Тут человек (и мир) предстают соответственно сквозь призму танца, игры, шутки.
Четвертая часть - (часто рондо, вспомните!) - человек в лоне народного праздника. Человек слитый с обществом. Музыка как правило основывается на элементах близких к народно-танцевальным.
Во времена зарождения и расцвета симфонии, в 18-19 веках, все это не проговаривалось, а как бы само собой разумелось и получалось.
Четкое описание и обоснование было дано лишь в XX в. советскими музыковедами.
Разумеется, речь идет не о каком нибудь "стандарте" содержания, а об отправных моментах образного строя каждой части. Композиторы, на деле чато далеко отходят от них, однако связь, пусть далекая, в принципе всегда прослеживается.
Части можно слушать порознь, хотя в концертах играется все подряд и между частями не хлопают (кстати во времена Моцарта и Бетховена такой строгости не было)
Начнем с Третьей Симфонии.
Нехилое начало. Третья симфония (1802-1804) - одно из самых огромных по масштабу бетховенских сочинений. Его превосходит только девятая.
Это одно из его величайших творений, написанное в начале его среднего "героического" периода.
Симфония вдохновлена идеями Французской Революции. Первоначально автор посвятил ее Наполеону, однако, узнав о том что Наполеон объявил себя императором, он разорвал титульный лист и надписал на партитуре "Eroica". Так и осталось за симфонией название "Героическая".
Третья симфония - целая эпопея. В ее первой части очень много (больше чем обычно) разных музыкальных "персонажей" - тем, мотивов, однако все они взаимосвязаны в едином, непрекращающемся развитии.
Выдержки с сайта beethoven.ru :
"В облике Третьей симфонии ярко проступают черты, роднящие ее с революционным классицизмом. Они выразились в гражданственности идей, монументальности композиции, ее динамичности и вместе с тем уравновешенности, «устойчивости», в четкой скульптурной очерченности образов, их рельефной группировке. Показательны в этом смысле связи Героической симфонии с музыкой французской революции, проявляющиеся в ее новых интонациях - простых и динамичных, словно «вырезанных» энергичным резцом, и в широком претворении массовых жанров - гимна, траурного марша, контрданса (финал симфонии - народная картина в духе празднеств французской революции). Но музыку Бетховена отличает эмоциональная напряженность, философское осмысление действительности, диалектика симфонического развития. Во всем этом сказались наиболее сильные стороны немецкого мышления революционной эпохи.
При общей идейной направленности героических симфоний Бетховена каждая из них несет свое решение темы, имеет свои драматургические особенности. Третью симфонию можно определить как героическую эпопею. Драматургия ее отличается множественностью и значительностью действующих сил, образуемых группами героических и лирических тем. Композиции Allegro свойственна особая тематическая «наполненность» (почти отсутствуют построения не тематического значения, исполняющие лишь функции связок, введений и т. д.). В произведении наблюдается замечательное сочетание драматического и эпического начал, близких Бетховену, равно любившему и Шекспира и Гомера.
Эпическое в Третьей симфонии выражается в том, что Бетховен повествует о судьбах человечества: в центре не только герой (пусть даже обобщенный), а грандиозные картины борьбы человечества. Такая направленность мысли - от личного к общечеловеческому, от героя к массам - проявляется во всей драматургии симфонии. Развитие образов I части ведет к победоносным массовым образам коды, предвещающим героическое празднество финала.
Идея напряженной и победоносной борьбы последовательно раскрывается в четырех частях цикла, обладающего единством нового качества (такого единства не было в более ранних симфониях Бетховена). По определению Серова, развитие идеи, образов Третьей симфонии идет «сквозь все перипетии орлиного первого аллегро, сквозь трагедию похоронного марша, сквозь олимпически светлое скерцо (уж так непохожего на «менуэты»), сквозь финал (праздник мира, Friedenfest, с отголосками всего предыдущего)».
В цикле глубоко переосмыслены все его части; грандиозное, новаторски трактованное Allegro, Траурный марш, проникнутый духом гражданской скорби, скерцо (вместо первоначально задуманного менуэта) и монументальные вариации, обобщающие народно-героическую идею произведения.
(...)
Основополагающее значение имеет I часть. В ней сосредоточен драматический конфликт, определена общая направленность развития образов. Драматургия части отличается диалектичностью контрастов и их развития, глубокой взаимосвязью элементов симфонического целого. Бетховеном создан здесь новый тип симфонического сонатного allegro, воплощающего образы борьбы."
Ссылка для прослушивания :
Я выискал видео одного из удивительнейших оркестров всех времен - Молодежного оркестра Симона Боливара с их замечательным дирижером Густаво Дудамелем.
Click to view
Первая часть : 0' - 13'45"
Вторая часть (Marcia funebre) : 14'35"
Третья часть (Scherzo) : 31'20"
Финал : 36'50"
В конце бисы:
~50:04 José Pablo Moncayo García (1912-1958) - Huapango
~59:07 Alberto Evaristo Ginastera (1916-1983) Malambo op.8 N°4 (1941)Этот оркестр состоит из музыкантов обученных в рамках венесуэльской национальной образовательной системы . Это дети из детдомов, дети с психологическими или социальными трудностями, и т.д.
https://ru.wikipedia.org/wiki/El_sistema