"Зелёный купол огромного корабля дрогнул, подскочил на десяток метров и замер на несколько секунд. Внезапно звездолёт сделал второй вертикальный прыжок в небо и сразу исчез."
Читатели моего поколения впервые увидели звездолёт "Тёмное пламя" в журнальной публикации "Часа быка", таким, каким его изобразил художник журнала "Техника-молодёжи" Александр Побединский:
Но сцена старта экспедиции на Торманс, в которой, собственно, описан и внешний вид корабля, и режим его полёта, в журнальный вариант не вошла. Когда много позднее я её всё-таки прочитал, уже в полном тексте романа, она не вызвала никаких эмоций - в т.ч. и потому, что к тому времени я предельно наглядно убедился, что выдающийся советский палеонтолог, биолог, геолог И.А. Ефремов ракетно-космическую технику знал весьма слабо.
Прошли ещё годы. Появился интернет, а в интернете стали доступны материалы, которые... в общем, которые ранее доступны не были. К сожалению. А потом, в очередной раз перечитывая строки, процитированные в начале, я вдруг понял, что Я ЭТО ВИДЕЛ.
Не во сне.
Не в фантастическом каком-либо фильме.
В документальной хронике.
Ставшей общедоступной сравнительно недавно, но снятой как раз тогда, когда И.А. Ефремов приступил к написанию "Часа быка"!
Похоже? По-моему - оно и есть;)
Но только это - реальные лётные испытания про программе создания атомно-импульсного космического корабля "Орион". Взрывы, в этих испытаниях - обычного ВВ, в реальном полёте должны были быть ядерными!
Работы по программе "Орион" проводились фирмой "Дженерал Атомикс" под эгидой Министерства энергетики США в период 1959-1963 гг. Идеологом выступил известнейший американский астрофизик Фримен Дайсон. Практически, работы по разным причинам были свёрнуты несколько раньше, но Московский договор 1963 г. о запрете ядерных испытаний в атмосфере, воде и космосе "вбил", можно сказать, "гвозди в крышку гроба" всем подобным проектам (а таковые были и у нас).
Может быть, это было одной из самых больших ошибок в истории.
Многие подробности проекта можно узнать из документального фильма BBC
"Бомбой на Марс: секретная история проекта "Орион". Только необходимо помнить, что это, всё-таки, в значительной степени - взгляд даже не самого Ф. Дайсона, а его сына на проблему. А историкам хорошо известно, что "детская литература" - это жанр, не менее своеобразный, чем мемуары;)
Теоретически, И.А. Ефремов МОГ видеть эту съёмку во время работы над романом. Но ВИДЕЛ ЛИ???