Власти Третьего Рейха стремились представить войну на Восточном фронте как «освободительный поход» против коммунизма. В 1942 году имперский отдел пропаганды НСДАП организовал выставку «трофеев», вывезенных с оккупированных территорий.
По задумке приспешников Геббельса, немецкие граждане должны были воочию убедиться, до какого состояния довели русский народ правящие в СССР, как их называла нацистская пропаганда, «жидобольшевики».
Выставка Das Sowjet-Paradies («Советский рай») побывала в Вене, Праге и Берлине. В столице Германии она проходила с 8 мая по 21 июня 1942 года в центральном парке Люстгартен. За это время выставку посетили 1,3 млн человек. Для остальных немцев был выпущен каталог экспонатов, распространявшийся по всей Германии.
Павильоны разместились на площади 9 тысяч квадратных метров. Здания и предметы из советской жизни были представлены максимально реалистично. В частности, зрители могли увидеть копию русской деревни с деревянными лачугами и соломенными крышами. Также на выставке был воссоздан облик одного из районов Минска: мастерская сапожника, лавка, землянки, в которых жили рабочие. Советских людей «изображали» восковые фигуры.
Показывая немцам дырявую одежду и глиняную посуду, организаторы выставки всячески подчёркивали убогость русского быта. На выставке также крутили короткометражный документальный фильм. Его содержание было незамысловатым: в нищих сёлах немецких кинооператоров встречали оборванные встревоженные жители, следом шли кадры с ужасно исхудавшими детьми, по телам которых ползают мухи.
«Слов и изображений не хватает для того, чтобы сделать трагедию большевистской реальности правдоподобной для европейцев», - говорилось в каталоге выставки.
Впрочем, ни организаторы, ни многие зрители, вероятно, не питали иллюзий относительно того, что немецкое завоевание как-то улучшит жизнь показанных в фильме людей.
Помимо бедности населения акцент делался на кровожадности советской власти. Одним из самых эффектных экспонатов выставки стала расстрельная камера НКВД, в которой якобы погибли 5 тысяч человек.
Чтобы усилить негативное впечатление от СССР, нацисты не гнушались искажением реальности. Например, часть фотографий «из русской жизни» была инсценировкой. Роли «жертв большевизма» исполняли узники концлагеря Заксенхаузен. Реальные данные о колхозах, лагерях ГУЛАГа, голоде, о большом количестве беспризорников перемежались с голословными антисемитскими лозунгами.
При этом пропагандисты Рейха не пытались приуменьшить мощь противника. В частности, у входа на выставку стояли советский танк и артиллерийские орудия, а в одном из павильонов демонстрировалось чучело «противотанковой собаки», обвязанной гранатами (Minen-Hund). Исходя из увиденного, немцы могли сами сделать вывод о том, почему блицкриг в 1941 году провалился.
«Идеологический тезис о том, что Германия защищает Европу, мог очень многими восприниматься всерьёз. Сомневаться в достоверности материалов об СССР не приходилось, а угроза распространения советской системы на остальную Европу выглядела вполне реальной», - считает историк Дмитрий Хмельницкий.
Хотя поставленных целей организаторы выставки в основном добились, она принесла и неожиданные результаты. Например, согласно полицейским докладам, некоторые берлинцы заявляли, что после войны ни за что не согласятся ехать в Россию, чтобы ее колонизировать. В оккупированной же Праге выставка даже подхлестнула антинемецкие настроения - увидев советское оружие, чехи связывали с ним надежды на освобождение своей страны.
Не обошлось и без происшествий. 18 мая подпольная антифашистская группа рабочего-еврея Герберта Баума устроила в Люстгартене поджог. Большого ущерба это не нанесло, но несколько зрителей пострадали. Баума и его соратников гестапо переловило в течение нескольких дней, 20 участников группы были казнены. Кроме того, в качестве возмездия за случившееся в концлагеря были направлены сотни все еще остававшихся в Берлине евреев.
Тимур Сагдиев
источник