Иногда приходят на землю талантливые люди, чтобы прожить долгую и плодотворную жизнь, и оставить после себя потомкам огромное творческое наследие. А иные, как падающая звезда на небе, ярко вспыхнув, мгновенно сгорают.
![](http://www.kulturologia.ru/files/u21941/Kolya-0015.jpg)
Так и жизнь талантливого 15-летнего художника-акварелиста Николая Дмитриева (1933-1948), только начавшись, в одно мгновение была перечеркнута трагической смертью. Но он успел оставить после себя заметный след на небосводе изобразительного искусства.
![](http://www.kulturologia.ru/files/u21941/Kolya-0011.jpg)
Акварельный городской пейзаж. Автор: Коля Дмитриев.
Весной 1933 года в семье московских художников Натальи и Федора Дмитриевых родился сын. Одаренный мальчик обладал музыкальным слухом и превосходно рисовал. Родители всесторонне развивали Колю, уделяя большое внимание музыке, литературе, изобразительному искусству. Необыкновенная любовь к рисованию перевесила все таланты, и 11-летнего мальчика решено было отдать в изостудию районного Дома пионеров. Там он быстро освоил азы академического рисунка и живописи. Научился четко решать композиционные задачи, чувствовать цветовую гамму и линию.
![](http://www.kulturologia.ru/files/u21941/Kolya-0012.jpg)
Акварельный пейзаж. Осень в деревне. Автор: Коля Дмитриев.
А в 13 лет Коля сдал конкурсные экзамены в московскую среднюю художественную школу им. В.И.Сурикова, где наставницей и педагогом была А.П.Сергеева - ученица В.Серова, знаменитого русского живописца и графика. Она то и привила юному таланту любовь к акварели - одной из самых сложных техник в живописи.
С карманным альбомом, карандашом и перочинным ножом, Коля не расставался практически никогда. Старался рисовать везде и на улицах Москвы, и на школьных переменках. Он не искал сложных сюжетов - рисовал все, что видел вокруг себя, и придавал очарование обыденным предметам. А тонкое чувство композиции, развитое от природы, позволяло юному таланту творить необыкновенные акварели.
![](http://www.kulturologia.ru/files/u21941/Kolya-0010.jpg)
Горница. Автор: Коля Дмитриев.
Сюжетами его творений была послевоенная Москва, деревеньки средней полосы России, бытовые сценки, интерьеры, натюрморты с самыми обычными предметами ну и конечно же портреты. Уникальная зрительная память позволяла Николаю очень часто рисовать по впечатлению от увиденного. Увлекался юный талант и иллюстрированием басен Крылова, сказок Пушкина.
![](http://www.kulturologia.ru/files/u21941/219413656.jpg)
Акварельный пейзаж. Рожь. Автор: Коля Дмитриев.
Коля разительно выделялся среди своих сверстников и скромностью, и неординарным мышлением. Часто любил посещать Третьяковку, где развивал свой талант и художественный вкус на работах В. Серова и П.Федотова. Из записей в дневнике Коли Дмитриева:
«Утром побежал в Третьяковку. Еще раз посмотреть Врубеля, Серова и Сурикова... Серовский портрет куда сильнее репинского. Конечно, я не говорю об исключениях». «На этот раз задался целью хорошенько посмотреть старых наших мастеров. Больше всего рвался к Кипренскому и Боровиковскому. Но, как ни странно, Кипренский произвел на меня отнюдь не то впечатление, что я от него ожидал. Зато Левицкий и Боровиковский превзошли все мои ожидания...»
![](http://www.kulturologia.ru/files/u21941/Kolya-0013.jpg)
На Москве реке. Автор: Коля Дмитриев.
Дневник Коли, где вел свои записи юный талант, впечатляет своим хорошим литературным языком и манерой изложения. В нем он описывал интересные события жизни, посещения мастерских известных художников, куда его водил отец, свое видение работ именитых мастеров,творческие и жизненные переживания и многое другое.
Он неординарно мог мыслить, умел делать выводы, находить верные решения. Слова П.П.Чистякова: «Рисовать - значит соображать»,- крепко засели в голову юному дарованию.
![](http://www.kulturologia.ru/files/u21941/Kolya-0018.jpg)
Натюрморт. Автор: Коля Дмитриев
Своими достижениями Николай никогда не хвастался, потому что сам никогда не был доволен достигнутым. Поэтому и рисовал самозабвенно, наверное чувствовал что нужно многое успеть. Последние два месяца лета 1948 года он провел в деревеньке Репинке Калининской (ныне Тверской) области. Там он и создал около 150 последних акварелей и рисунков. Эти работы послужили свидетельством того как окрепло юное дарование, и выросло профессиональное мастерство художника.
Единственное, не успел дописать Коля свой автопортрет - жизнь трагически и внезапно оборвалась 12 августа 1948 года. Николай Дмитриев погиб в следствии несчастного случая на охоте. По одной из версий - оружие друга якобы само выстрелило юноше прямо в висок.
![](http://www.kulturologia.ru/files/u21941/Kolya-0003.jpg)
Портрет старушки.Автор: Коля Дмитриев.
К годовщине гибели юного художника в московском Центральном доме работников искусств состоялась первая персональная выставка акварельной живописи и рисунков Николая Дмитриева.
В книге отзывов Вера Мухина оставила запись: "Милый Коля, я не знала тебя, но искусство твое так тонко, так ярко, так полно ощущения жизни, что, несмотря на то, что тебя нет, ты всегда будешь жить, ибо искусство твое есть сама жизнь...".
![](http://www.kulturologia.ru/files/u21941/Kolya-0004.jpg)
Храм. Автор: Коля Дмитриев.
![](http://www.kulturologia.ru/files/u21941/Kolya-0005.jpg)
Цветы. Автор: Коля Дмитриев.
![](http://www.kulturologia.ru/files/u21941/Kolya-0006.jpg)
Натюрморт с рыбой.Автор: Коля Дмитриев.
![](http://www.kulturologia.ru/files/u21941/Kolya-0014.jpg)
Цветы. Автор: Коля Дмитриев.
Николаю Дмитриеву прочили судьбу и славу талантливого и знаменитого художника, в нем многие видели ростки высокого и одухотворенного искусства. Его воздушные акварели не подвластны времени и способны вновь и вновь волновать и затрагивать тонкие струны души. О чем свидетельствуют тридцать персональных выставок, проведенных за последние семьдесят лет после его трагической гибели.
via