ЧТО ОЗНАЧАЕТ «ПРОСНУТЬСЯ»?

Oct 20, 2017 15:02

«...Проснулся дровосек утром рано, задолго до рассвета, потому что ужасно продрог, устал и хотел есть. Сел он, огляделся вокруг, но ничего не увидел, такая стояла темень, хоть глаз выколи. И вдруг произошло нечто странное: почудилось ему, будто кто-то говорит:

- Поторапливайся, поторапливайся! Оставь ты свои дрова, иди за мной. Если ты действительно нуждаешься и хочешь немногого, у тебя будет вкусная еда».

( «Сказание о Мушкиле Гуше»)

*****

Омар Али-Шах, отрывок из главы 6 «Прикосновение Мастера», книга «Суфийская Традиция на Западе»:

Многие виды первоначальной работы в Традиции эквивалентны, если так можно сказать, замесу бетона. Эту часть нельзя пропустить, поскольку, если вы хотите построить красивое здание, вам нужен прочный фундамент. Вначале вы ведете коммуникацию с так называемым «сознательным интеллектом» в человеке. Вы, по сути, пока просто убеждаете его прислушаться к вам, ничего сверх-утонченного.

Это самые ранние стадии контакта. Параллельно с таким контактом - на другом уровне - Мастер осуществляет иной вид коммуникации с целью проверить, будет ли получена обратная связь от внутреннего существа человека. Если обратная связь есть - продуктивная обратная связь, - тогда Мастер пойдет дальше, до 3-го или 4-го уровня коммуникации. Если обратной связи нет, Мастер может сказать, что для данного человека время пока не пришло.

Как только самая простая основа для коммуникации - способность прислушиваться и пытаться понять - заложена, Мастер поощряет ученика к тому, что мы называем в Традиции «пробудиться», «проснуться». «Проснуться» или «войти в состояние бодрствования» для нас означает, что у человека появляется осознание некой внутренней потребности.

Нет никакой необходимости определять эту потребность количественно или качественно, либо объяснять мне или самому себе, в чем она заключается. Все, что требуется - это осознать, что такая нужда присутствует. В Традиции мы руководствуемся простым правилом: говорить с людьми в соответствии с их способностью понимать. Так же, как при обычном разговоре мы используем речь, cущность общается с другой сущностью при помощи особого языка или последовательности импульсов, невоспринимаемых обычными средствами.

Как только внутреннее существо пробуждено, оно начнет искать. Оно начнет искать не просто определенные факты или знания, книги или информацию. Внутреннее существо будет искать то, что оно сможет распознать как знакомое, признать своим. То, на что откликается внутреннее существо - это позитивная энергия. К счастью, у внутреннего существа есть своя система распознавания и защиты. Мышление человека может быть обусловлено какими угодно факторами - политическими, социальными и прочими, - но, к счастью, его внутреннее существо никоим образом не подвержено обусловливанию.

Если бы внутреннее существо было чувствительно к любой форме давления или обусловливания, Традиция не могла бы действовать среди человеческой расы, ведь человечество в течение веков каким только видам обусловливания не подвергалось. Однако система защиты, имеющаяся у внутреннего существа, отфильтровывает полезные ему позитивные влияния от чужеродных и пропускает вовнутрь только первые. К счастью, как я сказал, это и есть фактор, позволяющий Традиции функционировать.  ...

Одним из самых базовых человеческих инстинктов, конечно же, является инстинкт самосохранения, и естественная физическая реакция на угрозу - приведение в действие системы защиты. Выше я затронул вопрос защиты внутреннего существа, так как следует отличать систему защиты, включаемую инстинктом самосохранения физического тела, от системы защиты, присущей нашему внутреннему существу. Это тонкое различие, и путаница между этими двумя понятиями возможна. Поскольку мы постоянно говорим: чтобы получать пользу от взаимодействия с Традицией, необходимо быть открытым для воздействий и влияний Традиции, у человека может возникнуть обусловленная реакция: «А вдруг, если я откроюсь, то также окажусь более подверженным влиянию чего-то негативного?»

Это не так. Поскольку вы открываете канал коммуникации, вы также предоставляете канал для поступления энергии, а у этих каналов есть «пропускные пункты» и фильтры. Поэтому «быть открытым» не означает «быть уязвимым». Мы часто используем термин «быть бодрствующим». «Бодрствование» означает состояние внимания, наблюдательности, сканирования, распознавания и чувствования, но никак не напряженности - «я должен постоянно все отслеживать, чтобы, не дай Бог, ничего не пропустить». Последнее, к сожалению, - особенность понимания представителей западной культуры.

Удивительно, насколько сложно людям иногда бывает постичь, как они могут оперировать одновременно на нескольких уровнях. Причины трудностей в понимании разные. Иногда люди попросту не знают, что такое функционирование в принципе возможно; иногда, в следствие обусловленности, различные уровни их сознания стали изолированными друг от друга. Людей учат, что если они делают одно, они не могут одновременно делать также и второе, поскольку первое и второе исключают друг друга. Есть, конечно, существенные причины, по которым некоторые виды восприятия должны быть разделены. Но есть также еще более важные причины для того, чтобы каждый пытался задействовать как можно больше уровней восприятия.

Могу ли я сказать вам со всей честностью и откровенностью, что большинство из вас оперируют на уровне, который можно назвать убого низким? Я знаю, что это звучит, как запись в школьном дневнике - «мог бы работать лучше». Но пока что я не жалуюсь, поскольку только объясняю вам про одновременные функции восприятия. Если и после того, как я сделаю данную идею полностью понятной для вас, вы все равно не станете пытаться их задействовать, тогда я начну жаловаться.

Я не думаю, что существуют (и я изучал этот вопрос) - я не думаю, что существуют какие-либо естественные препятствия к тому, чтобы каждый из вас пытался задействовать больше уровней восприятия. Согласно моему опыту, препятствие находится в том факте, что мышление людей как бы разделенo перегородками, и то же самое касается их действий.  «О, этот ход мысли принадлежит такой-то и такой-то области». Или «это из области физического, это - из политического, а это из социального» и т.д. Каким образом можно объединить как можно больше разных уровней мышления? И одновременно сфокусировать их? И в то же время осознавать их все сразу? Без того, чтобы, как минимум, не запутаться? Чтобы достичь этого, для начала необходимо сказать себе, что это возможно. Вторым шагом следует принять тот факт, что этому можно научиться. И третьим шагом, конечно же, спросить кого-нибудь, к кому вы чувствуете доверие: «Научи меня».

В слишком многих - что называется, нормальных, или обычных, или среднестатистических - случаях человек использует самый минимум, всего два или три из четырех видов восприятия. Искусство заключается в том, чтобы заставить их работать сообща, чтобы задействовать как можно больше видов восприятия. Вы обнаружите, что ваша система, внутреннее существо будет с готовностью сотрудничать и с энтузиазмом участвовать в этой работе, поскольку сущность человека тянется к полезным видам активности.  
Конечно же, наш излюбленный предмет обсуждения - обусловливание - пытается встать между вами и вашей сущностью. Человек - его сущность - нуждается в определенном питании, у сущности есть вполне конкретная цель, и ощущение этой настоятельной потребности проникает даже сквозь фильтры обусловленности. И, возможно, спустя какое-то время, так называемый сознательный или обусловленный ум просто отделывается от этой насущной нужды под предлогом: «Да нет же - глупость это все, сказки. Такое невозможно, да и попросту смешно». ...

Я всегда стараюсь убедиться в том, что передаваемое мной было принято, как положено, что хотя бы небольшая часть того, что я сказал, понята правильно, и что, в некоторых случаях, энергия, которую я послал, была получена. И тогда, даже если я уже проверил, что все прошло как нужно, я перепроверяю еще раз, отправляя трейсер для отслеживания, по которому я определяю наличие обратной связи. ...

И на самом деле, за годы, что я провожу беседы с группами, мне удается иногда увидеть проблески этого тонкого сияния в людях. Не пытайтесь его демонстрировать, потому что это не поверхностное физическое проявление: это сигнал или след, проложенный от сущности к сущности. Когда такое случается, - а, если быть откровенным, оно случается чаще, чем я признаю вслух, - для меня это лучшая награда и стимул идти дальше, доказательство того (если бы мне действительно нужны были доказательства), что Традиция работает.

Поэтому я надеюсь, как всегда, что вы будете и дальше помогать мне помогать вам.

(перевод с английского - АсСалам)

****

...Дровосек встал и пошел на голос. Долго он шел, но так ничего и не обнаружил.
Внезапно он почувствовал, что еще больше продрог и проголодался, но, мало того, он заблудился. Надежда-то у него была, да толку от нее, похоже, не было никакого. И такое отчаяние овладело им, что слезы готовы были хлынуть из глаз. «Слезами горю не поможешь», - подумал он, лег на землю и уснул снова.

Не долго удалось ему поспать, да и какой тут сон, когда весь дрожишь от холода, а в животе пусто. И тогда он стал рассказывать себе обо всем, что с ним случилось с тех пор, как дочка пожаловалась, что ей хочется совсем другой еды.

И только закончил он свою печальную повесть, как ему вновь почудилось, будто откуда-то сверху, с уже занимавшегося зарей неба, раздался голос:

- Старик, отчего ты сидишь здесь?
- Да вот, рассказываю себе свою историю.
- Что за история?

Старик повторил все сначала.

- Ну что ж, очень хорошо, - промолвил голос и тут же приказал старому дровосеку закрыть глаза, встать на ступеньку и подниматься по лестнице.

- Но я не вижу никакой ступеньки, - удивился старик.

- Не беспокойся, делай, как тебе велят, - ответил странный голос.

И старик так и поступил. Закрыл глаза, и вдруг оказалось, что он уже стоит и ставит правую ногу на нечто, очень похожее на ступеньку. Осторожно старик стал подниматься по этой чудной лестнице. Внезапно лестница пришла в движение и понесла его с удивительной быстротой, а голос предупредил:

- Не открывай глаза, пока я не скажу!

Прошло еще немного времени, и голос разрешил дровосеку открыть глаза. Старик открыл глаза и увидел, что перед ним простирается какая-то странная равнина, походившая на пустыню с солнцем, безжалостно палящим сверху. Вокруг, на сколько хватало глаз, были груды каких-то камешков разных цветов и оттенков, тут и красные, и зеленые, и голубые, и белые. Но больше ничего и никого, он был один. Снова осмотрелся вокруг - никого, и вдруг опять услышал голос:

- Возьми столько камешков, сколько сможешь унести, закрой глаза и ступай вниз тем же путем, каким пришел.

Все исполнил дровосек, что ему велели, и, когда он вновь, по приказу, открыл глаза, то увидел, что стоит перед дверью своей лачуги. Он постучал, и на сей раз девочка отозвалась. Она принялась расспрашивать его, где это он так долго пропадал. Дровосек рассказал свою странную историю, но девочка, похоже, ничего не поняла, уж очень бессвязен был его рассказ.

Вошли они в дом, разделили поровну ту пищу, которая еще оставалась - всего лишь пригоршню сушеных фиников. И когда закончили они свою скудную трапезу, старику почудилось, будто он снова слышит все тот же таинственный голос. Прислушался - и, правда, он. А голос говорил:

- Ты, конечно, не мог этого знать, но отныне знай, что спасен ты был Мушкилом Гушей, и помни - Мушкил Гуша всегда рядом.

(«Сказание о Мушкиле Гуше»)



Жюль Бастьен-Лепаж. Собиратель хвороста. 1881

Омар Али-Шах, сущность, Мушкил Гуша

Previous post Next post
Up