Попытаюсь записать несколько мыслей относительно вопроса, с которым также нередко сталкиваюсь: есть ли различие между обучением женщин и мужчин в суфийской Традиции?
Во-первых, различие есть, его не может не быть. Какими бы политкорректными жупелами вокруг не размахивали... мы разные, это факт.
Во-вторых, идея различия не заключается в том, что женщины менее (более) способные, чем мужчины. Если вам встретится кто-то, говорящий обратное - вы не имеете дело с подлинной Традицией. Вообще, из личного опыта: отношение к женщине - настоящий пробный камень того, насколько человек зрел в духовном отношении, или, наоборот, того, насколько он еще находится в плену у собственной обусловленности и сексистских стереотипов.
Суфии были первыми, кто в средневековье, когда женщину и на Востоке, и на Западе считали чем-то вроде движимого имущества, заговорили о ней как о существе, не только равном, но и достойном почитания. Рыцарство с преклонением перед Прекрасной Дамой, поэзия трубадуров и менестрелей имеет корни в идеях Традиции и в суфийской поэзии.
Омар Али-Шах (Ага), Учитель нашей линии, хотя и отмечал, что среди Учителей Традиции почти не было женщин, но он объяснял это тем, что специфические черты поведения, которые нередко требуются от Учителя - суровость и даже жесткость, например, идут наперекор их природе. У женщин другие задачи и в жизни, и в Традиции, нежели у мужчин. Женщины воплощают пассивную часть триады, и их сила - в женственности.
Влюбленный дервиш. Художник Акмаль Нур (Нуриддинов).
Как в теле человека - есть кости, и есть мягкие ткани. В костях ценна твердость, в мягких тканях - мягкость. Если мягкие ткани затвердеют, или кости размягчатся, то и в том, и в другом случае организм потеряет жизнеспособность. В учебных группах тоже должно быть оптимальное соотношение женской и мужской энергии. По моим наблюдениям, в группах, где преобладает мужская энергия, приходится много работать над вопросами гармонизации, решения конфликтов, соревновательностью, излишним интеллектуализмом. В учебных группах с дисбалансом в сторону женской энергии, наоборот, образуется как бы некоторая бесхребетность, отсутствие направления, избыточная эмоциональность.
В суфийских группах на Западе нет сегрегации по половому признаку - мужчины и женщины занимаются любыми видами деятельности и выполняют упражнения вместе, в одном помещении. Конечно, если речь идет о видах деятельности, связанных с хозяйственными вопросами (например, с постройкой теккий), мужчины делают мужскую работу - рубят деревья, таскают камни, строят и т.д., а женщины - женскую: на кухне помогают, чистят, убирают.
Отношения между членами группы, независимо от пола, строятся на основе адаба - кодекса чести, который вкратце можно сформулировать так, как это сделал наш Учитель: "Не делайте другому того, чего вы не хотели бы для себя".
В суфийских группах на Востоке, в рамках исламских традиций, женщины, как правило, участвуют в зикре и других видах деятельности отдельно от мужчин - часто даже в другой комнате или на специальных балконах, скрытых за перегородками, похожих на те, кто существуют в мечетях. Если они все же находятся в одном помещении с мужчинами, то, как правило, сидят позади мужчин, поскольку в некоторых исламских молитвенных позах женщинам попросту неудобно находиться на глазах у посторонних - это не ханжество, элементарное уважение к их скромности.
Ага считал, что у женщин лучше развиты некоторые качества, необходимые в Традиции, например, интуиция. Он посвятил целую главу женской интуиции в книге «Суфизм как терапия». Там, например, сказано: «Женственность - тонкое и реальное, а не просто абстрактное, качество.… Для того, чтобы оно стало рабочим качеством, а не просто поверхностной мягкостью, необходимо его развивать. Когда женская интуиция развита правильно, она сильнее и гибче, чем мужская». (с.72) И затем: «И в конце я хотел бы передать женщинам то, что мне сказали их мужья и друзья: будьте очень терпеливыми, добрыми и понимающими».
Я также часто вспоминаю высказывание Аги о том, что женщина в Традиции должна быть сильной, но не должна быть жесткой.