В комментариях к
предыдущей заметке уважаемый Собеседник задал вопрос по поводу триады. Закон Триады, или Закон Трех - один из фундаментальных законов Вселенной.
Хорошее описание этого Закона дал П.Д.Успенский в книге "В поисках чудесного":
Первый фундаментальный закон вселенной - закон трех сил, или трех принципов, или, как его часто называют, "закон трех". Согласно этому закону, каждое действие, каждое явление во всех мирах без исключения является результатом одновременного действия трех сил - положительной, отрицательной и нейтрализующей.
Он проявляется в том, что любое явление, в каком бы масштабе оно ни происходило, от молекулярных до космических, представляет собой результат сочетания или встречи трех различных и противоположных сил. Современная мысль принимает наличие двух сил и их необходимость для того, чтобы возник какой-нибудь феномен: сила и противодействие, положительный и отрицательный магнетизм, положительное и отрицательное электричество, мужские и женские клетки и так далее, но она не всегда и не везде находит даже эти две силы. Относительно же третьей силы вопрос никогда и не ставился, а если кто-то его поднимал, остальные ничего не слышали.
Согласно истинному, точному знанию, одна или две силы не в состоянии произвести какое-либо явление. Необходимо присутствие третьей силы, ибо только с ее помощью первые две могут произвести в той или иной сфере то, что называется феноменом.
Учение о трех силах - корень всех древних систем. Первую силу можно назвать активной, положительной, вторую пассивной, отрицательной, третью - нейтрализующей. Но это всего лишь названия, потому что на самом деле все три силы одинаково активны и предстают в качестве активной, пассивной и нейтрализующей только в точке своей встречи, т.е. только по отношению друг к другу в данный момент. Две первые силы человеку более или менее понятны; иногда можно открыть в точке приложения сил и третью - или в виде "посредника", или в виде "результата". Но, вообще говоря, третья сила не является легко доступной для прямого наблюдения и понимания. Причину этого следует искать в фундаментальных ограничениях обычной психической деятельности человека и в основных категориях нашего восприятия феноменального мира, т.е. в наших восприятиях времени и пространства, вытекающих из этих ограничений. Люди не способны непосредственно воспринимать и наблюдать третью силу - она доступна им не более, чем восприятие в пространстве "четвертого измерения".
Но, изучая самого себя, проявления своей мысли, свое сознание, свою деятельность, привычки, желания и тому подобное, человек может научиться наблюдать и видеть в себе действие трех сил. Предположим, например, что человек желает работать над собой, чтобы изменить некоторые черты своего характера и достичь более высокого уровня бытия. Его желание, его инициатива - это активная сила. Инерция же всей его обычной психологии и психической жизни, оказывающая противоположное влияние на инициативу, будет пассивной, или отрицательной, силой. Эти две силы или уравновесят друг друга, или одна из них победит другую, но в то же время окажется чересчур слабой для какого-то дальнейшего действия. Таким образом, эти две силы будут, так сказать, вертеться одна вокруг другой, и никакого результата не получится. Так может продолжиться в течение всей жизни. Человек ощущает желание и инициативу, но вся его инициатива уходит на преодоление привычной инерции жизни, и при этом не остается ничего для той цели, на которую она была направлена. Так продолжается до тех пор, пока не появится третья сила, - например, в форме нового знания, - которая сразу же показывает преимущества и необходимость работы над собой, поддерживая, таким образом, и укрепляя инициативу.
При поддержке этой третьей силы инициатива победит инертность, и человек приобретет активность в желаемом направлении.
Насреддин бодается с бычком. Работа
Стефана Турка Примеры действия трех сил и моменты вхождения третьей силы можно найти во всех проявлениях нашей психической жизни, во всех феноменах жизни человеческих обществ и человечества, равно как и во всех явлениях окружающей природы.
Но для начала достаточно понять общий принцип: любое явление, какова бы ни была его величина, неизбежно является проявлением трех сил; одна или две силы не могут произвести явления, и если мы наблюдаем в чем-то остановку, бесконечное топтание на месте, можно сказать, что в данном случае не хватает третьей силы. Стараясь понять это обстоятельство, необходимо в то же время помнить, что люди неспособны наблюдать феномены как проявление трех сил, потому что мы не в состоянии видеть объективный мир, оставаясь в субъективном состоянии сознания. А в субъективно наблюдаемом феноменальном мире мы видим в явлениях только действие одной или двух сил. Если бы мы могли обнаружить в каждом действии проявление трех сил, тогда мы увидели бы мир таким, каков он есть, увидели бы вещи в себе. Но здесь нужно помнить, что явление, которое кажется простым, может на деле оказаться очень сложным, т.е. быть результатом сочетания нескольких триад. Мы знаем, что нам не под силу видеть мир таким, каков он есть; и это должно помочь нам в понимании того, почему мы не в состоянии обнаружить третью силу. Третья сила есть свойство реального мира. Субъективный же или феноменальный мир, доступный нашему наблюдению, обладает лишь относительной реальностью: во всяком случае, его реальность не является полной.
Идея единства трех сил в Абсолютном составляет основу многих древних учений - о единосущной и неделимой Троице, о Тримурти (Брахма, Вишну, Шива) и так далее. ("В поисках чудесного", глава 4)
*****
В Индии слышала по поводу важности Третьей Силы одну легенду из Рамаяны:
Однажды деви (добрые духи) и асура (злые духи) решили из морской воды сбить, как масло, нектар. Они обмотали гигантскую змею вокруг священной горы, которую использовали в качестве маслобойки. Деви ухватились за один конец змеи, асура - за другой, и начали тащить в разные стороны. Но из-за отсутствия опоры священная гора погрузилась в море, и нектар не мог быть сбит, как ни старались две противоборствующие стороны. Тогда Вишну превратился в огромную черепаху и подпер своим панцирем священную гору. Таким образом, нектар был получен. Легенда является наглядной иллюстрацией действия вселенского Закона. Вишну предоставил необходимую Третью Силу, отчего процесс пришел к желаемому результату.
В духовной работе, как и в обычной жизни, необходим Третий Фактор. Без его вмешательства Командующее Я человека, представляющее в искателе активную силу, борется с его Осуждающим Я, которое на начальном этапе является лишь пассивной силой, и эта борьба может продолжаться бесконечно, пока не вмешается Третья Сила - в виде воздействия Учения, силы, бараки и методов Традиции.
****
Сказано в хадисе, что преславный Господь
Создания мира сотворил в трех видах.
Один из видов - сплошь разум, знание и величие,
Это - ангел, он не знает ничего, кроме преклонения.
В его природе нет алчности и страсти,
Он - абсолютный свет, живет любовью к Богу.
Другой же вид лишен знания,
Словно животные, тучнеют они от корма.
Такой не видит ничего, кроме стойла и корма,
Ни о терзании не ведает, ни о благородстве.
Третий род - потомок Адама, человек,
Половина его - ангел, а половина - осел.
Ослиная половина склонна к низменному,
Другая же половина склонна к разумному.
Те два первые рода далеки от битв и сражений,
А человека мучают два противника.
Человек тоже на поверку оказывается разделенным:
С виду он - человек, но делится на три общины.
…
Третья часть пребывает во внутренней борьбе:
Наполовину животные, а наполовину живые, на истинном пути.
День и ночь в схватке и борьбе,
Его последнее сражается с первым.
(Руми, «Маснави», 4-й дафтар, бейты 1495-1530)
Фрагмент барельефа на стене древнего храма Шивы в Халебиду, Индия, изображающего деви и асура, пытающихся сбить нектар из морской воды (фото сделано мной в Бангалоре)