Вчера мы летали на Ту-134 из Москвы в Калугу, а потом обратно. Полеты были организованы проектом
Aviator.ru и приурочены к 60-летию запуска первого искусственного спутника земли. Мероприятие получило традиционное название «Полет ради полета» (а недавно, кстати, был
«Круиз ради круиза»).
Ту-134 - советский пассажирский самолет, выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год, и массово эксплуатировавшийся на пассажирских линиях до середины 2000-х годов. Сейчас на регулярных пассажирских маршрутах осталась лишь одна такая машина, эксплуатирующаяся в авиакомпании «Алроса» (о полете на ней я
писал в прошлом году).
Для полета в Калугу был арендован самолет авиакомпании «Космос» с бортовым номером RA-65726. Регулярных рейсов у этой авиакомпании нет; борта используются для нужд космической отрасли и для выполнения различных чартеров.
У «Космоса» есть свой терминал во Внуково. В нем мы, почти шестьдесят участников полета, собрались в половине седьмого утра.
Быстро регистрируемся, надеваем жилеты, без которых нельзя находиться на летном поле, и выходим из терминала к самолету.
А вот и красавец, который доставит нас в Калугу и обратно. Этот самолет, построенный в 1981 году, всю жизнь работал как служебный борт ракетно-космической корпорации «Энергия», с небольшим перерывом в начале 90-х годов, когда он был передан в аренду авиакомпании «Корсар».
Увидеть сегодня Ту-134 в работе - само по себе редкость, а этот экземпляр - еще и с классической «стеклянной» штурманской кабиной.
Поднимаемся на борт. В передней части - небольшой салон с кожаными креслами.
За ним идет обычный салон, такой, каких я повидал за свою жизнь десятки раз, летая на Ту-134. Но если раньше Ту-134 был обыденностью (а иногда и утомительно-скучной обыденностью, если рейс ночной), то сейчас это экзотика.
Небольшое отличие от обычного салона Ту-134 все-таки есть: вместо двух последних рядом здесь оборудована кухня.
В хвостовой части самолета - багажник. Второй багажник расположен в носовой части, между кабиной пилотов и пассажирским салоном. Такое расположение багажников в Ту-134 отъело немало полезной площади, и снизило вместимость и, соответственно, экономическую эффективность самолета. Причина, по которой конструкторы не смогли разместить багажник под полом пассажирской кабины - недостаточный диаметр фюзеляжа. Исходили из того, что фюзеляжи именно такого диаметра освоены советской промышленностью, и не стали ничего менять.
В салоне хорошо. Очень милые и гостеприимные бортопроводницы создают атмосферу особого авиационного уюта.
Запускаем двигатели, выруливаем. Долго ожидаем разрешения на взлет - в работе только одна полоса, и борты один за одним совершают посадку.
Наконец, взлетели.
После набора высоты энтузиасты разбрелись по салону, чтобы пообщаться и сделать фотографии с разных ракурсов.
Знакомьтесь - мои соседи по полету: пресс-секретарь «Госкорпорации по организации воздушного движения» Николай Ивашов и организаторы «Полета ради полета» Катя Тропова и Сергей Мартиросян:
Не успели мы набрать заданную высоту (она у нас в этом полете всего две с чем-то тысячи метров), как настала пора снижаться. Калуга уже недалеко, а под крылом - река Ока.
Касаемся полосы калужского аэропорта. Полет длился всего двадцать минут. Руление и ожидание разрешения на взлет во Внуково заняло гораздо больше.
Нас встречают энтузиасты с фотоаппаратами. Событие действительно неординарное: это первый Ту-134, прилетевший в Калугу с начала девяностых годов.
Пассажирский аэропорт в Калуге был открыт в 1970 году. В советское время сюда выполнялись полеты из множества городов, в том числе и на Ту-134. В 1990-е годы аэропорт пришел в запустение, а в 2001 году закрылся. Три года назад калужский аэропорт был возрожден. В рамках реконструкции были построены новый аэровокзал и новая стоянка для самолетов.
После выключения двигателей мы поменялись местами с командиром самолета Николаем Юрьевичем Каталовым: он сел на мое место (оно, конечно, было выбрано случайно), ну а желающие пошли знакомиться с кабиной пилотов.
Самое интересное здесь - застекленная штурманская кабина. На рабочее место штурмана людям больших габаритов протиснуться бывает непросто, но вид с этого места уникален - вокруг тебя только небо… ну, еще и штурманский стол, да приборы.
Здание пассажирского терминала, где нас очень приветливо встретили, небольшое. Пассажирских рейсов немного, и выполняются они в основном летом. Круглогодичный рейс пока один - в Санкт-Петербург. Его на самолете Embraer-170 выполняет авиакомпания S7.
На втором этаже висит фотография начала XX века: Калуга, Ока, пристань и небольшой пароход. Когда-то до Калуги можно было добраться по реке. Было бы интересно прийти сюда на теплоходе. Для этого нужны большая весенняя вода и небольшой теплоход.
Почти все отправились на экскурсию в Калугу, музей космонавтики (как-никак, тематика нынешнего «Полета ради полета» - космическая). А мы с небольшой «группой товарищей» поднялись в зал управления воздушным движением, или диспетчерскую. Отсюда происходит управление полетами в нижней зоне в Калужской области и в части Московской и Тульской областей.
Пора возвращаться в Москву. Но сначала мы снова со всех ракурсов фотографируем самолет, а потом - и его экипаж. Очень приятные и гостеприимные люди.
После взлета мы на небольшой (около пятисот метров) высоте прошли рядом с Калугой.
Командир по громкой связи обратил внимание, что мы можем даже видеть музей истории космонавтики. Он действительно виден на этой фотографии в левой части, хотя и прячется.
Снова двадцать минут полета, и вот под крылом уже дома Подмосковья.
Приземляемся во Внуково, подруливаем к терминалу «Космоса», выключаем двигатели.
Николай Юрьевич выходит в салон, благодарит всех за полет и прощается до следующего раза.
Мы еще некоторое время не расходимся: фотографируем самолет, фотографируемся сами, общаемся…
«Полет ради полета» получился очень теплым, душевным. И дело здесь не только в старичке Ту-134, но и в людях, которые готовили это мероприятие, везли нас, встречали и провожали в Калуге. Было очень здорово. Спасибо всем и до новых встреч.