Порженский погост. Там, где чудеса.

Mar 10, 2010 13:40



Я начинал свои путешествия с поездок по России и достаточно много по ней проехал, пролетел и прошёл по воде. К сожалению, в те времена я фотографировал на плёнку, сейчас до покупки сканера не доходят руки, и поэтому в журнале появляются только фотографии зарубежья. Это не совсем верно отражает мои путешественнические пристрастия.

Сегодня я начинаю устранять этот досадный пробел и расскажу о таком волшебном и загадочном месте, как Порженский погост, до которого я добрался пару лет назад во время своей осенней прогулки по Кенозёрскому парку. В последние годы это была, наверное, лучшая моя поездка по России с самыми яркими и приятными впечатлениями. Однако волшебные места имеют свою специфику, и волшебные фотографии что-то у меня не открываются. Поэтому делюсь тем, что сохранилось, и надеюсь, что со временем получится расколдовать и остальные снимки.


В наше время человечество достигло больших успехов в войне с природой. Развернуть реку, остановить дождь, превратить лес в озеро, озеро в море, море в пустыню, а пустыню в плодоносящее поле - всё по силам человеку. Есть, однако, места, где безумие прекратилось давно, ещё когда человек был не так силён, и завоевания его были не так разрушительны.

В этих местах природа потихоньку забирает своё. Леса тихо и уверенно год за годом наступают на поля, которые раньше с потом и кровью вручную расчищались хлебопашцами от деревьев и кустарника. Деревянные дома ветшают, брёвна тянет к себе породившая их земля, и дома распадаются обратно на брёвна, а брёвна, мёртвые деревья, превращаются в гнилую труху, которая уходит в землю, и из земли поднимаются молодые и сильные стволы, скрывая последние следы былого могущества человека.

Одним из таких мест, понемногу забываемых людьми, является Русский Север - край, который ещё совсем недавно населяли носители удивительной культуры, поклонявшиеся не телевизору, а деревьям, жившие в гармонии с природой и бравшие от неё лишь самое необходимое. Через пару-тройку десятилетий лес окончательно поглотит их следы, а сейчас у нас ещё есть возможность прикоснуться к последним остаткам этой культуры.

*     *     *Имея такую цель, я отправился прогуляться по Кенозёрскому заповеднику с юга на север, от Морщихинской до Вершинино. Путь мой лежал через Порженский погост. Не могу сказать, что я много знал об этом сооружении. Знал, что это старинная деревянная церковь, расположенная в живописном месте, вот и всё, наверное.

Из Масельги, где я заночевал накануне, я вышел в середине дня, и, миновав вымершую деревню Думино, до Порженского погоста добрался уже на закате. Дорога была не то что сложная, но весьма глиномесная, и радость от достижения цели была двойная.


 
Впрочем, разглядеть цель здесь можно и не с первого раза, я и сам не сразу заметил погост, скрытый деревьями, - справа от деревьев видны башенки ограды. Деревья здесь, посреди чистого поля, в удалении от остального леса, растут не случайно. Это удивительное культурное наследие, утраченное нами и сохранившееся на Севере - священная роща. Священные рощи дошли до нас с тех времён, когда люди входили в лес как в храм, разговаривали с деревьями, благодарили зверей и просили не обижаться, когда убивали их, чтобы жить самим.

Священные рощи вырастали на священных местах, местах силы, местах связи с другими мирами, а священные места в старину определять умели. Как правило, это были возвышенности вблизи от деревни, и священные рощи представляли собой зелёный островок на холме. В этих местах молились, просили духов о благожелательном отношении, приносили жертвы. Впоследствии, с приходом христианства языческие обычаи уходили, но священные рощи остались, и зачастую место расположения церкви совпадало с местом, где росла священная роща.

Так произошло и с Порженским погостом. Церковный комплекс стоит на вершине холма в старой священной роще, и ограда идёт точно по её окраине. Так в одном месте сливается воедино живая и мёртвая природа, языческая и христианская духовность, вера в бога и страх перед духами, небо и земля, прошлое и настоящее.

Дело было в октябре, и темнело рано. На озере пронзительно перекрикивались дикие гуси, которых ночь также застала в пути - они целыми днями летели клин за клином на юг. Я отложил осмотр погоста на утро и тоже занялся делом - нашёл место для стоянки, натаскал валежник из леса и уже в темноте и тишине устроился у костра на берегу озера.


 
Утро тоже началось с криков гусей, рассчитывающихся повзводно и бодрящихся перед дальней дорогой. Расстегнув полог заиндевевшей палатки, я увидел, что несмотря на ранний час, солнце уже поднялось довольно высоко и понемногу разгоняет лёгкий туман, сгустившийся над заболоченным берегом озера.



Справа видна священная роща, скрывающая Порженский погост. Накануне в поисках удобного места для стоянки я прошёл мимо погоста, и если тогда я видел рощу с запада, то сейчас - с востока.



Прибившаяся ко мне в Масельге бродячая собака внимательно наблюдает за поднимающимся над озером солнцем.



Я быстро сварил завтрак и перекусил, любуясь рассветом. Солнце уже грело, но от воды ещё шёл утренний холод, и было зябко. Горячий чай оказался очень кстати.

Октябрь - удивительное и красивое время, природа одновременно засыпает на зиму и просыпается для нового дня. Лес уже прозрачен, но окутан дымкой, утренним туманом и, как и летом, предстаёт загадочным миром, скрывающим от посторонних свои тайны. Уже не слышно гомона птиц, уже не жужжат насекомые, не трещат сверчки, и в тишине только гуси суетливо перекрикиваются, словно тётки, последними покидающие опустевший курорт и проверяющие, все ли купальники в чемодане, когда такси уже сигналит под окном.



Позавтракав, я собрался и двинулся к покинутому людьми миру. Раньше здесь был слышен стук топора, сильные руки перетаскивали брёвна, хозяйский взгляд окидывал окрестности, прикидывая, где будет стоять дом, а где будет расти хлеб, и куда будет поставлена баня. Теперь это не важно. Никому не нужен этот дом, никому не интересно, тепло ли там зимой, и как тянет печь. Здесь всё закончилось, и со временем земля примет обратно всё то, что когда-то поселенцы взяли у неё.



Двери в покосившихся домах открыты. Гостя встречает холод, тишина и полумрак.



Печь понемногу разрушается. То ли виной тому время, то ли неосторожные гости, когда-то спрятавшиеся здесь на ночлег от дождя, то ли любители старины, искавшие в укромном углу жестянку с мятыми червонцами. Печальная картина разрухи одинаковая для всех брошенных домов.



В кино раньше был такой приём: вместо того, чтобы писать "Прошло полгода", показывали, как с отрывного календаря слетают листки с числами. Здесь же летят обратно годы и десятилетия. Когда-то аккуратные хозяева клеили на эти газеты обои, стараясь добавить уют своему простому жилищу. Хозяева умерли, и никому не нужен ни их дом, ни их уют. Теперь туристы, небрежно обрывая обои на растопку, слой за слоем обнажают стену, летит обратно машина времени.

"С весёлым праздником, ребята!" - восклицает "Пионерская правда" 1 мая 1961 года. Не прошло и трёх недель с полёта Гагарина, и весь мир волнуется от радости и гордости. "Слава советским учёным! Ура Гагарину!" Не прошло и трёх лет с победы кубинской революции, и тридцатипятилетний Кастро - герой времени - "Viva Cuba! Cuba - Si!"

О "дальнейшем совершенствовании организации промышленного строительства" беспокоилась "Правда Севера" тридцать лет назад. А 29 марта 1965 года в Баку - это один из городов нашей родины - зацвёл миндаль, этому радостному событию "Сельская жизнь" посвятила целую колонку. И вот снова 1961 год - "Спасибо, Юра" - так называется статья в какой-то другой газете, выглядывающей из-под "Сельской жизни". Кто знает, какие страницы истории успеют раскрыться на этой стене до того, как в последний раз заскрипит подгнившая балка, и ещё одно бывшее жилище превратится в бесформенную груду брёвен посреди чертополоха, в незаметную тень жалкого и случайного мига в жизни этого холма, стоящего здесь сотни тысяч лет.



А пока из разбитого окна этого ещё относительно крепкого дома видна заброшенная святыня, тихо стоящая по соседству и кротко принимающая удары ножей и топоров, высекающих на ней новые и новые имена героев, которые нашли время, чтобы припасть к живой истории предков.


 
На этом можно оставить старый дом и перейти к погосту. Да того, как это место стало памятником ушедшей эпохи, эта церковь имела обычное название - по одним данным это Георгиевская церковь, по другим - Ильи Пророка. Сама церковь относится к XVII веку, то есть временам допетровским, а колокольня и трапезная - к XVIII веку. Ограда была построена в 1789 году, в последние годы правления Екатерины II.

Но это всё так, для сведения, потому что погост воспринимается вне времени и исторических эпох, и я на этом заканчиваю рассказ, чтобы словами не засорять то малое, что мне удалось уловить с помощью фотоаппарата. Добавлю только, что я был очень рад, как никогда рад, что не было в то время там никого, кроме меня.





















Полезная информация.
Как добираться.
Сначала надо добраться до Каргополя. Сделать это можно двумя способами. Первый - на поезде до Няндомы,а оттуда на автобусе до Каргополя. Второй - по трассе, миновать Вологду и Вельск, а за Вельском километров через 70-80, у деревни Якимово повернуть на запад. Дорога через Няндому идёт в Каргополь.

От Каргополя в сторону Морщихинской идёт автобус, но ходит он не каждый день, поэтому надо либо заранее узнавать расписание, либо планировать автостоп. Я не выяснял расписание заблаговременно, поэтому поехал автостопом и добрался часа за три. При этом успел сделать остановку в Лядинах и осмотрел знаменитый Лядинский ансамбль. Неприятным было лишь идти через деревни: в деревнях много собак, а чужаков они не любят и всячески это показывают, поэтому у меня всегда было несколько булыжников в карманах.

От дороги до Морщихинской надо пройти несколько километров (километра 4-5). От Морщихинской - до Масельги, а от Масельги уже прямая дорога до Порженского погоста.

Полезно знать, что в тех местах, и без того загадочных, населённые пункты часто имеют два названия. Например, Морщихинская на карте называется Анфаловская, Порженское - Фёдоровская, Лядины - Гаврилово и так далее. Будьте внимательны при подготовке.

Питание, ночлег.
Никаких магазинов на пути до Порженского погоста нет, если чего-то не хватает, надо закупиться либо в Каргополе, либо в Морщихинской. В Масельге есть гостевые дома, проживание в которых стоило копейки. В домах есть печь и дрова, может быть небольшой запас еды. Разумеется, пользоваться едой, не оставляя чего-то взамен, можно только в том случае, если ситуация безвыходная.

Кроме гостевых домов есть несколько деревенских домов с местными жителями, но я не уверен, что они живут там круглый год. Следующей встречи с живыми людьми следует ждать в Горбачихе, это деревня в десяти с лишним километрах за Порженским погостом. Там человек пять, которые живут круглый год, но магазина там тоже нет. На некотором расстоянии от этой деревни есть деревня Тырышкино, там есть мрачный лабаз, предлагающий четыре вида товаров: макароны, спички, соль и конфеты, всё плохого качества. Добраться туда можно либо пешком, обходя заливчик, либо по воде - например, за компанию с местными жителями.

Полезные ссылки.
Порженское (Фёдоровская) на карте. Космические снимки слишком низкого качества, ничего не видно.
Порженский погост на towns.ru.
Порженский погост на Kenozerje.
Сайт Кенозёрского национального парка.
Статья о святых рощах Кенозёрья.

рассказы, Россия, фото

Previous post Next post
Up