Научная фантастика - крайняя степень светской литературы.
Это фактически атеистическая литература.
Конечно, фантастика исследует проблемы религии, -
как, впрочем, и любые другие. В науке нет места для Бога -
и в научной фантастике тоже.
Гарри Гаррисон Несмотря на общеизвестные слова Айзека Азимова о том, что фантастику пишут атеисты, в большинстве случаев к атеистической фантастике относят существенно более узкий круг книг. В случае с НФ обычно таковыми называют антиклерикальные книги (например, "Если это будет продолжаться..." Роберта Хайнлайна), а в случае с фэнтези - антиклерикально-антирелигиозные (из хороших книг в пример можно привести "Молот и Крест" Гарри Гаррисона, из слабых - "Темные начала" Филипа Пулмана).
ИМХО, это неправильно.
Каков главный тезис антиклерикальных/антирелигиозных книг? "Религия - это зло".
А каков главный тезис атеистических книг? "Религия - это ложь".
Это СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ тезисы!
Антиклерикально-антирелигиозные книги направлены ПРОТИВ какой-то религии или какого-либо круга религий, но все же очень и очень сложно написать их так, чтобы они были против СРАЗУ ВСЕХ существующих - да и вообще мыслимых - религий. А значит, они всегда оставляют место для "хороших" религий. То есть даже если читатель примет аргументацию автора, он все равно может и не склониться в сторону атеизма, попросту выбрав "хорошую" (= "не подпадающую под удар критики автора книги") религию.
Плюс к этому, очень легко перегнуть палку (как у Пулмана, например), сделав религию чрезмерно инфернальной. Большинство людей все же прекрасно понимают, что религии - далеко не единственный источник зла в мире, так что рисуемая автором картина будет уж очень сильно не совпадать с тем, что они видят в реальности. В таком случае никакого влияния на мировоззрение читателя книга оказать не сможет.
Атеистические же книги агитируют ЗА атеизм.
Отличный пример - почти вся научная фантастика о будущем (в частности рекомендую "Основание" Айзека Азимова, да и Стругацких почитать неплохо).
Что характерно для атеистических научно-фантастических книг?
Картина процветающих высокоразвитых безрелигиозных миров и наличие религий лишь на диких, примитивных планетах. Верующие могут быть хорошими людьми, религии и религиозные организации могут быть ничем особо плохим не выделяющимися, но главное, что у читателя остается понимание: религия - удел дикарей, а умные и образованные цивилизованные люди - непременно атеисты.
А как с фэнтези?
Парадоксально, но факт: практически все фэнтезийные книги едва ли не более атеистичны, чем научно-фантастические! Даже те книги, где бог на боге сидит и богом погоняет.
Как
я уже объяснял ранее, атеизму ни в малейшей мере не противоречит СУЩЕСТВОВАНИЕ Бога, богов, духов, магии, экстрасенсов, инопланетян и т.д. и т.п. Атеизму противоречит лишь ВЕРА во все вышеперечисленное (и многое неперечисленное, разумеется).
Часто ли в фэнтези встречаются именно что ВЕРУЮЩИЕ? Безумно редко.
Доказательства существования всяческих богов, демонов, магии и т.п. присутствуют там в изобилии, а потому они подлежат такому же изучению, как и остальной мир. К изучению всего этого легко применим научный метод.
Так что даже существующие в фэнтезийных мирах церкви и теократические режимы корректней сравнивать не с земными религиозными организациями и теократическими странами, а с квазирелигиозными, такими как чучхе в Северной Корее или марксизм-ленинизм в СССР. Фэнтезийные церковники (как и их противники) имеют столь же весомые и объективные доказательства существования своих богов, как и доказательства существования политических лидеров и общественных деятелей.
Однако большинство читателей реагирует лишь на атрибутику, не вникая в суть, а потому фундаментальная атеистичность фэнтезийных книг проходит незамеченной для них. Ну и плюс к тому, люди часто неправильно понимаю, что же такое атеизм, а потому для них если в книге есть Бог или боги - значит, книга уже не атеистична. Отсюда и растет всяческая нео-языческая чушь.
Поэтому в плане распространения атеизма многократно полезней именно научная фантастика, в которой нет очернения религий и верующих, нет приписывания им особых злодеяний, но зато есть понимание того, что религиозность - атрибут дикости и невежества. А хороший дикарь - это все равно дикарь. Читатель в большинстве своем предпочитает считать себя человеком цивилизованным. Задача атеистической фантастики - создать в сознании читателя неразрывную связь между цивилизованностью и атеистичностью.
PS: Разумеется, большинство антиклерикально-антирелигиозных книг являются и атеистическими (обратное неверно), однако если есть инфернализация религий и религиозных организаций - атеистическая основа становится малозаметной.
И провести четкую границу между атеистическими и антиклерикально-антирелигиозными книгами довольно сложно. Вот цикл Ника Перумова про Упорядоченное к чему относится?
Антиклерикальные мотивы весьма сильны, но все же не являются центральной сюжетной нитью.
В общем, тяжело классифицировать однозначно.