О многообразии единого атеизма

Jan 19, 2008 12:37

К сожалению, не все поняли, в чем заключается уникальность атеизма и почему совершенно глупое дело - предъявлять претензии одному атеисту за преступления другого. И я решил объяснить поподробней.

Мировоззрение каждого человека состоит из двух довольно независимых друг от друга частей - дескриптивной (описывающей) и рескриптивной (предписывающей). Первая часть касается того, как устроен мир, а вторая - того, как следует жить в нем. Разумеется, какие-то взаимосвязи между двумя этими частями есть, однако они не являются жесткими или тем более линейными: два человека с похожей дескриптивной частью мировоззрения могут иметь совершенно различные рескриптивные, а с похожими рескриптивными - совершенно различные дескриптивные части. Единство атеизма объясняется тем, что дескриптивные части мировоззрений разных атеистов легко "конвертируются" друг в друга, а вот рескриптивные части - нет. Это очень важное отличие от любой религии: ведь каждая религия регламентирует как дескриптивную, так и рескриптивную часть мировоззрения своих верующих. Теперь поподробнее про обе части.

ДЕСКРИПТИВНАЯ (описывающая) ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Эта часть мировоззрения атеиста определяется следующими факторами:

1) Общим объемом научных знаний человечества (атеисты, например, 18 века не могут знать научную картину мира 21 века).
2) Объемом научных знаний, доступных данному атеисту (атеист с 3 классами образования отличается от атеиста с высшим образованием, и уж тем более от атеиста - ученого с мировым именем).
3) Результатами философской "достройки" картины мира, которая требуется в связи с неполнотой научной картины мира.
4) Результатами философского обобщения результатов трех предыдущих пунктов для формирования максимально общих представлений о мире (см. ниже).

Вышеприведенные факторы объясняют, почему разные атеисты взаимно признают друг друга за атеистов, даже если в силу каких-либо причин являются смертельными врагами. Ведь дескриптивные части их мировоззрений точно также "переводятся" друг в друга, как у верующих одно конфессии, хотя атеизм способен возникать независимо от атеизма других стран и времен (см. статью "Уникальность атеизма").

И один атеист вполне может переубедить другого атеиста, в то время как верующий одной религии никогда не сможет доказать верующему другой религии, что он неправ в своих религиозных взглядах.

Первый фактор, конечно, неустраним, однако будь у нас "машина времени", атеиста прошлых веков можно было бы также переубедить, как и современного атеиста с недостаточными научными знаниями.

Второй фактор устраняется хорошим образованием: ведь атеисты способны воспринимать доказательства и признавать свои ошибки по самым фундаментальным вопросам.

Третий фактор устраняется новыми научными открытиями, заполняющими пробелы в научной картине мира. Если рассуждать по аналогии, то научные факты - это точки на координатной плоскости, а соединяющие их линии являются результатом философской "достройки". Ее особенностью является то, что:
- она затрагивает область компетенции науки, т.е. потенциально опровержима;
- с появлением новых научных фактов она мгновенно корректируется в случае обнаружения ошибок экстраполяции и интерполяции.

Четвертый фактор не играет никакой роли, ибо принципиально не может иметь практических проявлений. Например, можно быть уверенным в существовании объективной реальности, можно быть солипсистом, а можно признавать невозможность обоснованного выбора между этими вариантами, как я или Дэвид Юм. И ни один из этих вариантов не означает метафизической веры. Какой бы выбор человек по этому вопросу ни совершил, он не станет от этого "менее атеистичным" или "более атеистичным".

Что мы получили в итоге? То, что по всем вопросам касательно устройства мира, имеющим хотя бы потенциальные практические проявления, атеисты могут придти к согласию. Верующие разных религий или даже конфессий - никогда: ибо в таком случае кто-то из них вынужден будет отказаться от своей религии/конфессии.

Комментарий: Вышеприведенные рассуждения касались абстрактной ситуации "метафизическая вера строго равна 0%". В реале обычно чуть больше (см. предыдущую статью), однако все же с некоторыми поправками мои слова будут верны.

РЕСКРИПТИВНАЯ (предписывающая) ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Именно эта часть мировоззрения определяет поведение человека. И вот здесь-то атеисты могут иметь совершенно любые взгляды!
Обратите внимание, что любая религия так или иначе регламентирует поведение своих членов. Для того, чтобы входить в нее, не только дескриптивная, но и рескриптивная часть мировоззрения должна укладываться в некие рамки. Для того, чтобы отнести человека к атеистам, требуется проанализировать лишь дескриптивную часть его мировоззрения.
Именно поэтому когда речь идет о действиях атеистов, слово "атеизм" следует воспринимать как антоним слову "религия".

Например, крайне часто встречается попытка верующих обвинить одних атеистов в преступлениях других. Обычно приводят в пример СССР. Я уже объяснял ранее, что его госидеология - это псевдорелигия, а не атеизм, однако даже если бы она была атеистической, все равно такое обвинение оставалось бы абсурдом.
Давайте рассмотрим абстрактную ситуацию, когда православный выдвигает такие претензии атеисту. Также условно примем, что верующие в марксизм-ленинизм являются атеистами (примем условно, только для примера). Итак, к кому можно выдвигать такие претензии?

1. Атеистам-коммунистам, входящим в КПСС/КПРФ либо просто являющимся их сторонниками, можно выдвигать претензии на тех же условиях, что и православным - за преступления других православных.

2. Атеистам-коммуниста, НЕ входящим в КПСС/КПРФ и НЕ являющимся их сторонниками (т.е. считающими их исказившими идеи Маркса и Энгельса), можно выдвигать претензии на тех же условиях, что и православным - за преступления католиков и протестантов: мол, идейная основа похожая, но все-таки организация - другая.

3. Атеистам-некоммунистам можно выдвигать претензии на тех же условиях, что и православным - за преступления верующих-нехристиан. Например, здесь отличным примером являются религии индейцев Южной и Центральной Америки с их регулярными массовыми человеческими жертвоприношениями.

ВЫВОДЫ:

1) Когда речь идет о взглядах на устройство мира, атеизм можно рассматривать как аналог "конфессии".
2) Когда речь идет о практических действиях, атеизм можно рассматривать как аналог "религии" (не "конкретной религии", а "религии в целом"). Аналогом "конфессии" часто и вовсе является лишь конкретный атеист (т.е. даже самых идейно близких ему других атеистов можно рассматривать как "другие конфессии той же религии", но не как членов той же "конфессии").

.

/атеизм/, религия

Previous post Next post
Up