Who's кто прах жертв террора разыскивает с помощью экскаватора?

Jun 28, 2012 09:58



"Казнь негласная, в подвале, без всяких внешних эффектов, 
без  объявления  приговора, внезапная, действует на врагов
подавляюще.  Огромная,  беспощадная, всевидящая машина
неожиданно хватает свои жертвы и перемалывает, как в мя-
сорубке.  После  казни нет точного дня смерти, нет  послед-
них слов, нет трупа, нет даже  могилы.  Пустота.  Враг унич-
тожен совершенно".
                                                      Владимир Зазубрин, «Щепка», 1923 г.

"Бывший   начальник  новосибирской  облмилиции  М.П. Шрейдер
вспоминал о массовых расстрелах в тюремной бане в Новосибирске".

Алексей Тепляков, Сибирь: процедура исполне-                                                                            ния смертных приговоров в 1920 - 1930-х годах.

В связи с сообщением об найденных останках в подвале здания тюрьмы-психдиспансера по ул. Нарымской возобновилась дискуссия о сносе этого здания [1], [2], [3], [ 4]. Новосибирским «Мемориалом» направлено два  заявления в прокуратуру Новосибирской области [ 5] и Железнодорожного района [6]. 19 июня мною было подано заявление с просьбой считать их заявлениями о преступлении [7] и в рамках доследственной проверки были даны показания об обстоятельствах появления этих заявлений [8].

25 июня 2012 г. в Железнодорожную прокуратуру обратилась Г.Н. Кучина [9], с просьбой до сооружения котлована на месте тюрьмы установить не был ли захоронены на территории тюрьмы или рядом с ней ее отец Н.Л. Томчаков, приговоренный к расстрелу 28 марта 1938 г., реабилитированый посмертно 14 января 1957 г. “за отсутствием состава преступления» [10], и проходившие с ним по делу двадцать человек.

Поскольку ко мне не раз обращались с  вопросами о ходе расследования, представляется уместным предоставить последовательное изложение позиции новосибирского «Мемориала» по этому вопросу.


Войны и массовые убийства людей сопровождали всю историю человечества. Но отношения к побежденным и погибшим врагам были разные.



Российская империя обеспечивала сотрудничество элиты завоеванных и добровольно присоединенных соседей, присваивая им титулы князей. В европейских странах, в том числе и в Российской империи, погибшим на поле битвы воздвигались памятники, а оставшимся в живых под Полтавой даже возвращалось оружие. Яркий пример почитания памяти погибших воинов в начале ХХ века - создание японцами Русского кладбища в Порт-Артуре [11], где могилы русских и японских героев располагались рядом, а в созданном там же музее портреты адмиралов Макарова и Хэйхатиро Того занимали одинаково почетные места.


Чингиз хан, например, старался сохранить в живых как можно больше противников, привлекая их затем к себе на службу, но Самарканд им был уничтожен полностью, а все его жители, в том числе и дети  ростом выше колеса арбы были истеблены полностью.

Пирамиды из черепов во славу своих побед - образец варварского самоутверждения.

В ХХ веке нацистские лагеря смерти, Холокост и геноцид других народов Европы стоили жизни миллионам людей. Но только гениальный менеджер (и его последователи в странах социализма) террор против собственного населения использовал как инструмент государственной политики. Причем невиновных людей уничтожали бессудно либо по абсурдным обвинениям и тайно закапывали в общих могилах, щедро пересыпая трупы известью. Потом эти захоронения сравнивали с землей[i]. Обеспечивая в соответствии с Оперативным приказом НКВД СССР народного комиссара Внутренних дел СССР и Генерального комиссара Государственной безопасности  Н. Ежова № 00447 от 30 июля 1937 г. [12] "полное сохранение в тайне времени и места приведение приговора в исполнение", расстрелы выполнялись зачастую в день вынесения приговора [13] в той же тюрьме и закапывались в ямы, расположенные рядом. Осужденным приговор иногда сообщался прямо перед казнью, а иногда и этого не делалось. Часто перед смертью они подвергались издевательствам.

Но эта статья посвящена не обличению сталинизма и нацизма, а месту, которое занимают в шкале человеконенавистничество-гуманность действующие власти Новосибирска.

«Мемориал» считает преступлениями расстрел десятков тысяч невиновных узников Новосибирской следственно-пересыльной тюрьмы №1, реабилитированых через 20 лет , сокрытие фактов их расстрела до начала 2000-х годов и мест их захоронения до сегодняшнего дня. Следствием этой незаконной секретности может стать уничтожение во время строительных работ праха расстрелянных, безыменно и тайно захороненных, как это неоднократно уже происходило на других стройках в Новосибирске.

Из общения с помощником прокурора Железнодорожного района И.И. Шациононом я понял, что необходимым условием для открытия уголовного дела являются факт обнаружения останков или документы, доказывающие существование захоронений на территории тюрьмы. Но можно сравнить ситуацию с возбуждением уголовного дела по факту расстрела Николая II с домочадцами. Факт расстрела царской семьи общеизвестен, но их расстрел, захоронение и  место захоронения официальными актами установлены не были. Несколько лет работы археологов позволили в 1991 г. обнаружить останки и было возбудено уголовное дело. И только лабораторные исследования позволили их идентифицировать как прах Николая II, членов его семьи и близких. А в 2007 г. археологи нашли прах ребенка и молодой женщины с признаками насильственной смерти. Уголовное дело снова было открыто и следствием было установлено, что это останки царевича Алексея и его сестры - великой княжны Марии Николаевны [14]. Оценим гуманность Генеральной прокуратуры РФ в этом случае и японцев, соорудивших Русское кладбище в Порт-Артуре, в максимальные 100 баллов. Но почему в Новосибирске останки жертв террора никто не ищет?

Допустим, что на начальном этапе поиск праха царской семьи был бы поручен настоящему ленинцу, малообразованному мерзавцу[ii], жестокому палачу с элементами дегенерации,  одному из организаторов расстрела царской семьи, организатору и руководителю геноцида казахского народа, потерявшего 42% населения в результате коллективизации, Филиппу Голощекину. Он бы обнес это болото забором, поставил бы роторный экскаватор и, вырыв котлован, доложил бы: «Задание выполнено - человеческих останков не обнаружено». Это варварство и глумления над памятью жертв террора на упомянутой шкале гуманности-человеконенавистничество заняло бы противоположный полюс - 0 баллов.

Что мы имеем в Новосибирске? Лично я захоронений на территории тюрьмы не видел  и не знаком с человеком, сообщившим о страшной находке [8], но строительные работы в конце мая были почему-то прекращены. Обнаруженный экскаватором замурованный подвал 31 мая был завален строительным мусором, а 5 июня он оказался расчищенным. Кем и зачем нам не известно. Но факт уничтожения десятков тысяч невиновных людей - узников НСПТ №1 общеизвестен и признан государством, их посмертно реабилитировавшим. Секретность захоронения и большое количество жертв не позволяло хоронить их далеко от тюрьмы, в которой они часто расстреливались в день вынесения приговора. Была разработана специальная технология дезинфекции трупов с помощью извести. Имеются многочисленные сообщения, что некоторые расстрелянные захоранивались на территории тюрьмы и рядом, где теперь расположен Нарымский сквер. Долгое время территория сквера в центре города была огорожена и выделена обществу политкаторжан для разведения овощей. Подобным специальным образом использовались места массовых захоронений в других городах России, например, в Бутово. Все это, на наш взгляд, является достаточным основанием для проверки достоверности этих сведений до начала строительных работ.

Поскольку акт вандализма - снос здания тюрьмы уже состоялся, «Мемориал» предложил: убрать с почвы строительный мусор и провести электроразведку  территории тюрьмы и Нарымского сквера. Раскопки котлована под фундамент проводить под наблюдением археологов[iii] - из кабины экскаватора захоронение можно не заметить.  Эти мероприятия не должны были надолго задержать строительные работы.

Другим важным обстоятельством является отсутствие сведений в Новосибирске о местах захоронений десятков тысяч расстрелянных жертв террора. От их родным вопреки ст.11 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» эта информация утаивается. Официально никто не подтвердил и не опровергал сведения о захоронении расстрелянных на территории тюрьмы и Нарымского сквера. Так что помимо поисков захоронений с помощью технических средств и экскаваторов прокуратура должна была бы запросить управления ФСБ и МВД  по Новосибирской области, существуют ли захоронения на этих территориях и где в Новосибирске захоронены десятки тысяч приговоренных к ВМН в годы террора.

Доказательством того, что эта информация существует, может служить памятный знак, установленный в Самаре на месте расстрела Филиппа Голощекина в 1941 г., изобличенного в том, что являлся участником антисоветской организации, проводил борьбу против ЦК ВКП(б), а также занимался педерастией». На этом знаке начертано: «Установлен на месте захоронения жертв репрессий 30-40-х гг. Поклонимся памяти невинно погибших…»[iv]. Но есть и другие доказательства. В Перми, Екатеринбурге, Бутово, где созданы мемориалы памяти жертв политического террора с братскими могилами, установлены фамилии большей части жертв, и родные имеют возможность навещать дорогие для них могилы. На каком основании все новосибирцы лишены этого права? Новосибирск не был в оккупации, в нем все архивы, в том числе и ФСБ, МФД и УФСИН,  должны быть сохранены.  Непонятно, почему уголовное дело может быть открыто, только если ковш экскаватора деликатно вскроет захоронение, кто-то это заметит и не побоится сообщить в прокуратуру.

В заключение, несколько слов о позиции правительства Новосибирской области по поводу необходимости сохранения здания НСПТ №1. За полгода общественной дискуссии на эту тему губернатор В.А. Юрченко ни разу не высказал свое мнение, поручая отвечать общественности членам Правительства Новосибирской области. Всех проблем моно было избежать, если бы в установленном порядке была проведена экспертиза зданию тюрьмы статуса объекта культурного наследия. Вместо своих прямых обязанностей начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия  А.В. Кошелев занялся анализом экономической целесообразности сохранения этого здания, считая, что памяти о десятках тысяч расстрелянных «политических репрессированных, прошедших через пересыльную тюрьму , может быть увековечена путем установления памятного знака или мемориальной доски на этом месте» [15]. Мнение самих репрессированных его вместе с губернатором не интересует. Отвечая на коллективное обращение граждан к губернатору В.А. Юрченко через портал «Демократор»  А.В. Кошелев, не стесняясь, утверждает, что СО времени политических репрессии в СССР не прошло еще 40 лет [ 16]. В своей отписке руководитель департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в ответ на коллективное письмо в портале «Демократор» ограничился утверждением, что правительство Новосибирской области не имеет никаких инструментов влияния на собственника здания [17], хотя для придания зданию статуса объекта культурного наследия согласия собственника не требуется.


Министр культуры Н.В. Ярославцева публично представила позицию Правительства НСО к проблеме перезахоронения останков [18]: «Если, действительно, сейчас подтвердится, будут найдены останки людей, то обязательно муниципалитет поведет процедуру захоронения, конечно, мы будем за этим следить!». По ее словам, сейчас ищется место для постоянной экспозиции, посвященной истории тюрьмы, создать же из старого здания музей, как просили общественники, Новосибирску оказалось не по карману.

Прогресс налицо. Если трупы сами поплывут, то топить их как в Колпашево не будут (не случайно журналист Светлана Антимонова вспомнила эту историю!). А если не обнаружат, то дальше их будем искать с помощью экскаватора, ведь правительство не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность собственника. Что касается кармана Новосибирской области, напомним два обстоятельства. Во-первых, в 2010 г. Новосибирская епархия просила отдать ей здание тюрьмы, предлагая на нижних этажах организовать музей террора, а на остальных расположить социальные службы епархии. Во-вторых, доходы бюджета Новосибирской области превысили плановый уровень на 3,3 млрд. руб [19] Поэтому мемориальный музей ГУЛАГа в здании тюрьмы, достойный столицы Сибири, а главное памяти погибших в ней людей, оказался нам не столько не по карману, а не по разуму и не по культуре.

Что касается экспозиции истории Новосибирской следственно-пересыльной тюрьмы, то есть основания опасаться, что как и создание «Книги памяти Новосибирской области», ее создание будет поручено ветеранам КГБ СССР и с тем же результатом. Но в этой экспозиции или в иной «Мемориал» позаботится, чтобы позорная роль Правительства Новосибирской области и лично губернатора В.А. Юрченко в сносе исторического здания  Новосибирской следственно-пересыльной тюрьмы №1 и Государственного областного клинического психоневрологического диспансера была достойно представлена.

А пока предлагаю блогерам оценить занимаемое Правительством НСО, оганизовавшим снос исторического здания,  место по шкале человеконенавистничество-гуманность в баллах. Призываю каждого быть максимально объективным. Решение прокуратуры (любое решение!) будет основанием для оценки ее гуманности.

Александр Рудницкий,
новосибирский «Мемориал»

Приложение 1. 

Приложение 2. 
Некоторые комментарии к публикации Алексея Мазура в Тайга.инфо [3]:

ad 8 мая, 18:39
слева от здания , до железнодорожной, места больше в 5 раз. там нельзя было место продать? Дебилы те кто продал, но больше дебилы кто место купил. А самые главные ДЕБИЛЫ, те кто там купит квартиры.Чтоб им всю жизнь снились кошмары......

Владимир 12 мая, 11:36
У Новосибирска был шанс оказаться в списке Юнеско - организуй на площадке соответствующий уровню исторических событий комплекс -мемориал.
Где за Уралом вы найдёте хоть один достойный объекта всемирного исторического наследия памятник эпохе массовых репрессий ? Памятник десяткам и сотням тысяч жертв политического террора.
Имиджевые преимущества, и исторический туризм при наличии такового для Новосибирска на многие десятилетия перекрыли бы все выгоды этой "продажи".
В долгосрочной перспективе эти вложения на много порядков окупили бы все затраты. А так - судьба этой стройки покажет скоро, правы или нет были покупатели и продавцы. Судя по заброшенным заборам и ямкам вокруг - место для вложения неудачное. И это не с проста.

Избиратель 16 мая, 13:19
.... а прикиньте сколько денег заложили в бюджет, а потом их славно распилят на проведение конференций и семинаров по поддержке исторического наследия, созданию музеев и развитию туризма.
Уничтожить в нашем городе такое историческое здание это не ошибка, это преступление перед всеми горожанами. У него реально такая история, что роман в легкую написать можно.....

[i]  Видимо поэтому патриарх Кирилл считает все же нельзя уравнивать сталинизм и нацизм. По его мнению, нацизм отличается от братской коммунистической идеологии человеконенавистничеством.

[ii]  Это определение Анастаса Микояна, на закате лет признавшего: «Если говорить начистоту, все мы настоящие мерзавцы».

[iii]  Зам. директора Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН И.Н. Ельцов и ученый секретарь Института археологии и этнографии СО РАН О.И. Новикова при встрече заявили, что при официальном обращении такие мероприятия могут быть организованы.

[iv]   Компетентными советскими органами, по-видимому, было установлено, что в антисоветских организациях Голощекин  не участвовал, с ЦК ВКП(б) не боролся, а педерастией не злоупотреблял, поэтому его реабилитировали. А убийство царской семьи и геноцид казахского народа - это подвиги настоящего ленинца при построении коммунизма.
Previous post Next post
Up