Новосибирскому губернатору Василию Юрченко руководитель отдела по обработке обращений граждан ООО «Демократор» Н.В. Мартыненко направил два
коллективных обращения граждан: о придании статуса объекта культурного наследия Мемориала памяти жертв политических репрессий и Памятнику чернобыльцам от 20 марта 2012 г., подписанное 45 гражданами, и о необходимости сохранении здания бывшей Новосибирской следственно-пересыльной тюрьмы №1 и организации в нем Музея тюремной системы и жертвах террора от 23 марта 2012 г., подписанное 68 гражданами.
Установленные законом сроки прошли, но сакральную тайну, как он относится к памяти о жертвах репрессий, губернатор Юрченко тщательно скрывает от общественности, ни разу не высказавшись на эту тему публично. Надеюсь, ему все же не удастся отмолчаться. А пока у него не хватает духу ответить самому - свои ответы он предпочитает делать обиняком: о необходимости сохранения здания тюрьмы ответил за него экскаватор, а по поводу памятников в Нарымском сквере он поручил ответить начальнику управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александру Кошелеву, поднаторевшему в
передергивании фактов. Свою деловую репутацию г-н Кошелев полностью оправдал и в этот раз.
В
своем ответе (следите за руками!) он пишет: «В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" в Реестр (объектов культурного наследия АР) могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента исторических событий, связанных с котором прошло не менее сорока лет. В связи с вышеизложенным, данные объекты не могут быть включены в Реестр".
Но массовые политические репрессии в нашей стране продолжались начались в 1917 и продолжались до смерти Отца всех народов и гениального менеджера в 1953 годы, а в 1960-годы учреждения ГУЛАГа, в частности, и самые крупные лагеря, перечисленные на постаменте Мемориала, расформированы. Через 5 лет будет 100-я годовщина создания концентрационных лагерей в нашей стране. С помощью какой административной арифметики Александр Кошелев вычислил, что с этих пор прошло менее 40 лет - наверное, он считает три года за один.
Александр Кошелев сообщает общественности, что «Нарымский сквер включен в реестр муниципального имущества города Новосибирска постановлением мэрии города Новосибирска от 19.06.2007 № 469, но «забыл» уточнить, что при этом территория сквера была незаконно обрезана в угоду коммерческим поползновениям Мэрии г. Новосибирска и близким к ней предпринимателям.
Действительно, Мэрия пока не возобновила разрешение на строительство на территории Нарымского сквера, так как пока действуют обеспечительные меры в связи с исками общественников. Но как только эти суды будут проиграны (а кто сомневается в справедливости наших судов?) обеспечительные меры будут отменены и ничто не помешает возобновить застройку сквера.
О возможных захоронениях на территории сквера расстрелянных в тюрьме заключенных, Александр Кулешов предпочел умолчать. Национальные традиции заключается в следующем. Известно, что чекисты были люди без предрассудков и часто хоронили расстрелянных рядом с тюрьмой.
Известно, что в Колпашево Томской области
расстрелянных укладывали в ямы на территории городка НКВД на пересечении улиц Ленина и Дзержинского и пересыпали известью. Потом землю сравняли, и если бы 30 апреля 1979 г. Обь не размыла берег в центре города, никто бы и не узнал об этих могилах. А когда узнали, то убитых горком партии сначала оболгал, назвав их дезертирами, а потом под мудрым руководством первого секретаря Томского обкома КПСС тов. Егора Лигачева и генерал-майора НКВД А.И. Фокина. В 1992 г. дело по этому уголовному преступлению было закрыто из-за отсутствия состава преступления.
В Бутово, где по оценка археологов были
расстреляны и захоронены от 30 до 60 тысяч людей, в 50-х годах участок земли был обнесен колючей проволокой, а земли по краям отдали под дачный поселок НКВД с запрещением копать глубже 1,5 м. Сам участок засадили яблонями.
Нарымский сквер был разбит в начале 70-х годов, после постройки цирка. А до того это место в центре Новосибирска было обнесено колючей проволокой, за которой разводили картошку и овощи особенно доверенные люди из Общества политкаторжан.
Но начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александра Кошелева вместе с губернатором Василием Юрченко эти обстоятельства не волнуют, также как и возможные захоронения на территории тюрьмы. Они предпочитают охранять в качестве объектов культурного наследия здание Закаменского райкома ВКП(б) (1922-28гг.), а сейчас они вкладывают средства в реставрацию еще одного перспективного объекта - домик, где жили строители железной дороги.
Александр Рудницкий,
новосибирский «Мемориал»