24 июля 2013 года, в день памяти святой равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, когда в Москве начнется празднование 1025-летия Крещения Руси, в древнем Пскове, где по церковному преданию родилась св. Ольга («си блаженная Ольга родом бе пльсковитина» - Серебрянский Н. Древнерусские княжества жития. М., 1915. С. 7), состоится торжественная презентация уникального макета Псковского Кремля (см. фото).
Напомним, что автором грандиозного проекта макета Псковского Кремля эпохи «Вольного Стольного Господина Пскова» является Геннадий Яковлевич Мокеев - действительный член Академии архитектурного наследия, заведующий отделом древнерусской архитектуры и градостроительства Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, член Президиума, член секции Архитектуры и градостроительства Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), бывший главный архитектор реставрационной мастерской Мособлстройреставрации, лауреат премии имени Эдуарда Володина в номинации «Архитектура и градостроительство». Почётный гражданин города Можайск. Автор картин-реконструкций архитектурного облика древнерусских городов: Псков, Новгород, Смоленск и др.
См. по данной теме -
Уникальный макет Псковского Кремля по проекту завотделом Музея имени Андрея Рублева Геннадия Мокеева:
http://rublev-museum.livejournal.com/340648.html Зодчий Кирилл (Г.Я. Мокеев о древнем Пскове):
http://video.yandex.ru/users/rublev-museum/view/72/ Церковный музей откроется в Псковской епархии:
http://rublev-museum.livejournal.com/31630.html Академик Мокеев о Кашине на конференции «Воскресенский кафедральный собор»:
http://expertmus.livejournal.com/113831.html Руза XVI века глазами архитектора Геннадия Мокеева:
http://expertmus.livejournal.com/101068.html В нашем музейном блоге опубликованы следующие статьи Геннадия Яковлевича Мокеева, а также подготовленные при его участии -
Мокеев Г. Я. Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства:
http://rublev-museum.livejournal.com/271104.html Мокеев Г.Я. Небесный град Святой Руси:
http://rublev-museum.livejournal.com/248221.html Федор - мастер Святой Троицы:
http://rublev-museum.livejournal.com/11986.html И свет во тьме светит, и тьма не объяла его:
http://expertmus.livejournal.com/51147.html КОМУ НУЖЕН АЖИОТАЖ ВОКРУГ МОГИЛЫ ПРЕП. АНДРЕЯ РУБЛЕВА:
http://expertmus.livejournal.com/23166.html Разрушение научного центра изучения древнерусской культуры:
http://expertmus.livejournal.com/20957.html ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ В.В. ПУТИНУ О РАЗРУШЕНИИ ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ДРEBHEРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ:
http://expertmus.livejournal.com/14569.html О разрушении Центра изучения древнерусской культуры и поругании православных святынь:
http://rublev-museum.livejournal.com/414000.html Геннадий Мокеев - первый специалист, который озвучил православную идею возрождения города Пскова как Дома Святой Троицы. По его мнению, псковичи использовали Прообраз небесного Престола Святой Троицы и 24 престолов белых старцев-судей в качестве умозрительного образца для создания его земного отражения в архитектурно-символических формах, 25 белоснежных храмов-престолов комплекса Дома Святой Троицы. Как подчеркнул о. Андрей Таскаев в 2011 г., «за 30 лет работы этот человек раскрыл Псков - как дом Святой Троицы. По его трудам студенты Уральской архитектурной академии создали первоначальный макет Псковского Кремля, который сейчас находится в Приказной палате Кремля».
Выдающийся историк древнерусской архитектуры и градостроительства Геннадий Яковлевич Мокеев отдал Пскову более четверти века. Еще в 1982 г. у него была диссертационная работа по Пскову (Мокеев Г.Я. Столичный центр вечевого Пскова : автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата архитектуры. М., 1983), и в 1985 г. он сделал первый проект макета, но потребовалось 20 лет, чтоб этот макет начали строить. В 1999 г., когда в Пскове отмечалось 300-летие нынешнего кафедрального Свято-Троицкого собора, возникла идея воссоздать полностью масштабный и подробный макет средневекового Крома, проект которого псковичам подарил Геннадий Мокеев. Главная идея всего проекта - рассказать России о Пскове.
Редчайший макет, с помощью которого можно было бы представить себе, как Дом Святой Троицы выглядел во времена расцвета Пскова, начали создавать в 2000 г. на квартире петербургского художника Николая Тимофеева. Однако труд этот оказался весьма и весьма нелёгким. А затем работы и вовсе прекратились на долгих четыре года в связи с безвременной кончиной Николая Тимофеева.
На сохранившейся табличке виднеется дата и место изготовления - «Уральская Архитектурно Художественная Академия, 2003 год». Это объёмная реконструкция центра Пскова XV века «Дом Святой Троицы» была выполнена по проекту академика архитектуры Г.Я. Мокеева студентами Уральской архитектурной академии под руководством проф. Н.И. Бугаевой и подарена студентам Псковского государственного педагогического института имени С. М. Кирова, затем макет был передан в экспозицию Псковского музея-заповедника.
В 2005 г. макет перевезли в помещение паломнической службы Псковской епархии, располагающейся в Кремле, в здании соборной колокольни. Работы над проектом возобновились лишь в мае 2009 г. по инициативе старшего сотрудника Епархиального Паломнического центра «Вертоград» Андрея Дерягина. По его словам, «дата, на которую ориентирован макет, - 1480 год. Тогда кремль приобрел особый облик. Это период расцвета Пскова».
Когда сотрудники ЕПЦ «Вертоград» приступили к завершению макета, задача перед ними стояла непростая - после длительного срока эксплуатации многие уникальные элементы макета оказались утрачены, предстояла подклейка мелких деталей и частичная замена сломанных. Пришлось брать первые фотографии макета и по ним восстанавливать внешний облик. Ещё одна трудность, с которой столкнулись реставраторы, была в подборе красок и материалов так, что бы вновь выполненные детали макета не отличались от сделанных ранее. Архитектору-реставратору церковного музея ЕПЦ «Вертоград» Ирине Ромм в этих условиях удалось при восстановлении покрытия стен, шатров и других элементов макета подобрать основу, подходящую по цвету и фактуре к той основе, которая была использована в работе художников при изготовлении оригинала. Кроме того, дополнительно укреплено основание макета, заново изготовлены утраченные барабаны и кресты храмов Довмонтова города.
В августе 2011 г. после ремонта и реконструкции, выполненной реставраторами Церковного музея ЕПЦ «Вертоград», макет Псковского Кремля и Довмонтова города XV в. был вновь передан в Псковский музей-заповедник и находился в Приказной палате Кремля. В настоящее время воссозданный полностью макет экспонируется в музее церковной истории Псковской земли, который находится на 2 этаже колокольни Свято-Троицкого кафедрального собора в Пскове. Сама колокольня была возведена в конце XVII в. на месте древней башни «на Радчине всходе». Квадратная колокольня завершена ярусами арочных пролетов звона, декоративным ярусом башенных старинных часов с немецким механизмом и шпилем с крестом. Колокольня построена из известняковой псковской плиты и является важнейшим архитектурным элементом исторического пейзажа Псковского кремля.
Макет «Дома Святой Троицы» изображает древний Псковский Кремль, Довмонтов город и примыкающую к нему селитьбу в формах XV в., представляя редкое по тонкой проработке произведение архитектурно-композиционного моделирования. Уникальность этого макета определена тем, что подобная реконструкция центра Пскова в таком крупном масштабе прежде никем не выполнялась. Сегодня макет, изображающий древний Псковский Кремль в масштабе 1:88, занимает площадь более 16 м² и насчитывает 500 с лишним объектов! Счёт же деталям, которые были использованы для его изготовления, и вовсе идёт на десятки тысяч, так что степень детализации очень высокая.
Над созданием псковского Крома в миниатюре каждый день работал творческий коллектив в составе Станислава Куликова, Александра Иванова и Алексея Кузьмина. Их предшественниками были Александр Хорлунов, Ирина Ромм, Светлана Капошина, Александр Коростылёв. А консультировали мастеров известные архитекторы, историки и искусствоведы Пскова: Инга Лабутина, Тамара Шулакова, Андрей Лебедев и многие другие.
Троицкий собор и церкви Довмонтова города в совокупности представляют собой 25 престолов храмов. Архитектурный комплекс, по мысли академика Г. Мокеева, является земным выражением Прообраза небесного Престола Святой Троицы и 24 престолов белых старцев-судей.
С южной стороны Троицкого собора на макете (см. фото) расположилась вечевая площадь, где решались политические, экономические, административные и прочие важные для жизни города вопросы. За собором вдоль стены располагалось буевище, где хоронили уважаемых людей города. На персях (южная часть стены) находилась вечевая колокольница.
В Довмонтовом городе были построены 13 церквей. Их всех удалось реконструировать на макете вместе с типично псковскими звонницами. Довмонтов город от второй внутренней стены Кремля отделял захаб. Предполагается, что он был сухим, а вода сюда могла стекаться после дождя.
По словам Андрея Дерягина, чтобы воплотить в жизнь проект академика Геннадия Мокеева, псковичам пришлось не только детально изучить историю и архитектуру средневекового города, но и буквально с нуля овладеть премудростями макетостроения. Зачастую детали конструкции раз за раз переделывались, пока авторы не приходили к устраивающему их качеству. Так, соборная колокольня водрузилась на полагающееся ей место лишь с четвёртого раза.
Иногда много времени уходило на поиск оптимального решения визуализации. К примеру, по летописным источникам известно, что стоявшие за кремлёвскими стенами хозяйственные клети, в которых горожане хранили запасы, были покрыты дёрном. Мастера долго ломали голову над тем, как должны были выглядеть эти конструкции, пока не нашли ответ в… Норвегии, где покрытые дёрном амбары используются до сих пор. Отыскав в Интернете фотографии из страны фьордов, макетчики смогли воплотить на деле древние псковские клети (см. фото).
Невидимым неприятелю за северной стеной Троицкого собора на узком высоком мысу при впадении Псковы в Великую оставался псковский Кром - ядро крепости. В нем вплотную располагались двухэтажные деревянные клети. Их на макете - 353. В каждой клети на первом этаже хранились запасы зерна, которых всех вместе в случае неурожая хватило бы на 3-5 лет. А на втором этаже - «рухлядь», то есть движимое имущество. Здесь были стратегические запасы бытового инвентаря, мехов, а также «снасть» и «ратная приправа» тяжеловооруженных всадников-рыцарей.
Как поделился старший сотрудник Епархиального Паломнического центра «Вертоград» Андрей Дерягин, автор проекта Геннадий Мокеев предположил, что крыша клетей была двускатной, но в таком случае вода стекала бы на соседнюю клеть. Поэтому макетчики все-таки остановились на односкатной крыше. Кстати, согласно проекту Геннадия Мокеева, здесь же близ клетей находился пожарный водоем.
В день торжественной презентации в епархиальном музее уникального макета Псковского Кремля по проекту академика Г.Я. Мокеева в Пскове состоится традиционный Крестный ход от всех православных псковских храмов в Кремль на праздничное богослужение. Накануне торжеств 1025-летия Крещения Руси митрополит Псковский и Великолукский Евсевий торжественно перевез 21 июля святые мощи равноапостольной великой княгини Российской Ольги в Свято-Троицкий кафедральный собор Пскова, где они будут доступны для всеобщего поклонения прихожан и богомольцев. Обращаясь к настоятелю собора протоиерею Иоанну Муханову, духовенству и многочисленным паломникам, митрополит Евсевий поздравил всех с великой радостью возвращения святыни в соборное сердце Пскова и подчеркнул, что «с момента своего крещения княгиня Ольга вернулась на Русь как христианка и проповедница Слова Божия. Ее трудами и мудростью благодатной помощью от Бога устраивалась наша Церковь и русское государство. Прошло более тысячи лет, и мы сегодня встречаем частицу ее мощей. Это особая милость для нашего града Пскова, который созидался молитвами равноапостольной Ольги. Постараемся хранить то, что дано нам от наших предков: Православную веру, любовь к Богу и нашим ближним».
© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2013
ПС
впрочем, в тексте сказано, что: "В настоящее время воссозданный полностью макет экспонируется в музее церковной истории Псковской земли, который находится на 2 этаже колокольни Свято-Троицкого кафедрального собора в Пскове".
вопрос - так ли это?
и если это так, то почему этот уникальный макет, задуманный и созданный музейными работниками, находится в действующей колокольне Троицкого Собора и потому фактически сокрыт от жителей города?!
я, например, первый раз о нем сейчас случайно узнал.
м.б. кто из френдов-псковичей прояснит этот вопрос?
оч. хотелось бы взглянуть на этот макет.