Чем отличается реставратор автомобилей от коллекционера? Непростой вопрос. Чтобы попытаться ответить на него, я отправился в гости к Эдгару Гасунсу - знаменитому на всю Латвию реставратору классических авто.
Седовласый старец с прищуром смотрел на меня со ступенек крыльца. На нем - вытянутая майка, потертые рабочие штаны, тапочки. "Здравствуйте! Вы - Эдгар Янович?" начал я. Утвердительный кивок.
- Не стой на пороге, заходи!
В свои 76 Эдгар Гасунс выглядит бодро. Его движения похожи на взмахи циркуля: выверены, точны, широки. Как и подобает одному из самых известных в стране автомобильных реставраторов.
- Мне рассказал про вас Никита Гудков из российской газеты "Авто-Ревю". В России вас очень уважают.
Казалось, в этот момент на лице моего собеседника промелькнула волна удивления. Он ухмыльнулся.
- Да, приезжают многие из России. Из других стран тоже. Проходи, смотри. Тут у меня музей.
В небольшом полутемного помещении, в котором я оказался, зажегся свет. Сотни свечей заиграли отсветами на полированном металле. Я почувствовал себя как Индиана Джонс, попавший после стремительных приключений в джунглях в хранилище доисторических ценностей. Точнее, бесценностей, потому что все эти автомобили Эдгар Гасунс восстановил самостоятельно, и никакая сумма не в состоянии формализовать вложенный труд.
Даже при условии неограниченных средств, реставрация классических автомобилей - непростое занятие. Ведь сам термин подразумевает восстановление исходного состояние, а не заваривание дыр и установку двигателя и КПП от "волжанки" или какой-нибудь "тойоты". А в условиях крайне ограниченного бюджета, и отсутствия наемной рабочей силы… Невероятно, как один человек способен на такое?
Увлечение автомобилями началось для Эдгара Гасунса много лет назад, когда председатель колхоза "Победа" Латвийской ССР привлек молодого водителя к поиску экспонатов для действующего при колхозе музея техники и этнографии. Через какое-то время, Эдгар втянулся и процесс реставрации захватил его с головой.
За десятки лет он восстановил множество автомобилей и мотоциклов. Самый дорогий аппарат из коллекции, Horch 830 BL 1939-го года, Гасунс продал несколько лет назад - не хватало денег на остальные проекты. Автомобиль был восстановлен с невероятной скурпулезностью: стекла фар и подфарников Гасунс отливал самостоятельно, ткань для обивки салона изготавливали на заказ в Германии. На работу ушло почти 10 лет.
- Смотри, вот этот «Хорьх», на фото.
Кажется, в этот момент рука мастера, держащая фотографию черного лимузина, слегка дрогнула, а лицо помрачнело.
- Ладно, смотри, вот это триста двадцать седьмой BMW. Год выпуска - 1939-ый.
Как и прочие автомобили коллекции Гасунса, этот автомобиль, возивший в годы Второй мировой войны одного генерала, на прекрасном ходу. Качество восстановления не вызывает вопросов - аутентично!
Рядом стоят и другие интересные автомобили - часть коллекции Гасунса. На заднем плане - BMW-340 51-го года.
Красная 21-ая "Волга".
Розовый "горбатый" ЗАЗ-965.
И, конечно же, роскошный кабриолет Steyr 220. Если вы вдруг захотите в нем сфотографироваться, Гасунс даст вам и вашей спутнице шикарные шляпы.
Да, вы не ослышались - все автомобили коллекции можно не только наблюдать снаружи, но и потрогать внутри, почувствовав, как остановился и затем повернул в обратную сторону ход времени.
В шкафах собраны различные комплектующие для старинных авто. Циферблаты, датчики, стартеры, подфарники. Ниже стоят двигатели и подвески.
В соседней комнатушке стоят мотоциклы. Вот BMW, вот «Харли»… Когда то это был ржавый металолом. Сегодня это живые раритеты.
Все экспонаты Эдгар Гасунс воссоздает своими руками, в гараже, который расположен в соседнем здании. Точнее, сарае.
- Вот доделаю этот BMW 1938 года, такой же, как тот черный, что ты видел в музее - и все, ухожу на покой!
Почему-то я ему не верю. Когда встречаешь такого человека, то понимаешь, что он живет в совершенно другом мире и по каким-то другим правилам. Значит, он никогда не уйдет на покой...
Подъемник стоит прямо на улице - в сарае не позволяет высота потолка. Там же, на улице, на верстаке под открытым небом собраны крупные детали и агрегаты. КПП, мосты, карданы, выпускные системы.
Трудно представить себе, что все это может еще ожить. Но в руках волшебника возможно все!
В соседнем сарае - парочка превосходных ГАЗ-69 и 24-ая "Волга". Качество окраски - как с завода! Гасунс видит мое удивление, и с гордостью поясняет, что красит все машины тут же, во дворе. Вот это талант!
В саду под тентом соседству притаился еще один "горбатый".
- А это Mercedes 76-го. Все работает, двигатель я полностью собрал, осталось только кузов покрасить. Кстати, продаю. 3000 Евро, никому не нужен?
За вход в свой удивительный мир - или музей, если хотите - Эдгар Гасунс не назначает платы за билет. Ее размер остается на усмотрении посетителя. Несколько евро - небольшая цена за возможность прокатиться на машине времени...
Автомузей и мастерская Эдгара Гасунса располагается рядом с дворцовым ансамблем Рундале. Свернув с шоссе на Рундале, следуйте по указателям с надписью "Avto-Retro".