МОРАЛЬНЫЙ РЕНЕССАНС
или
О ДОБРОДЕТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ БЕЗБОЖНЫХ
Долго можно говорить о том, с чем это связано, но факт, как мне представляется, налицо: первое пост-религиозное поколение нередко в моральном отношении превосходит последние «религиозные».
Нравственность, лишённая своей основы, во весь голос поёт лебединую песню.
Люди это поколения часто следуют весьма строгой морали, как чему-то само собой разумеющемуся, не нуждающемуся в «поповских сказках». Я ещё успел застать некоторых из этих людей.
Они были строги, честны, немыслимо ответственно воспринимали любое «порученное дело», всегда различали «достойное» и «недостойное» (хотя и не склонны были много рассуждать об этом). Особенно значимым считали «не дать в обиду слабого» (как бы объяснить это нынешним мальчишкам?). Правда, чувство такта было свойственно не всем из них….
Главное же другое: они полагали такую жизненную позицию чем-то, не нуждающимся ни в каких основаниях, «просто надо быть человеком и всё». Их самооценка напрямую зависела от того, насколько хорошо они соблюдали собственный кодекс чести, и судьями себе они были строгими. Им было трудно понять как это: «сделал подлость и лыбится», «при всех сел в лужу и ничего»…
Немногим удалось внушить своим детям столь же безусловную, нерассуждающую верность «самоочевидному» кодексу чести «настоящего человека». Аргументов не было, а чувство не передашь. Это сильно отравило последние годы их жизни…
К Сталину всё вышесказанное имеет мало отношение, а вот к феномену «народного сталинизма» и «сталинизма православного» - самое непосредственное...
[
продолжение следует]
См. также:
О Сталине и не только - 1: Контрреволюционер? - За что сражались наши деды?
О Сталине и не только - 2: Культ и культики
О Сталине и не только - 3: Сталин и патриотизм в искусстве
О Сталине и не только - 4: "Всё держалось на страхе..."