Торренты на защите авторских прав

Oct 14, 2010 22:50

Давным давно, когда небо было чище, а колбаса состояла из мяса, люди озаботились тем, чтобы каждый талантливый поэт, художник или композитор имел кусок белого хлеба (а икра на нём пусть уж будет чёрной). По этому люди придумали копирайт - право автора получать долю от продаж экземпляров своего произведения и запрет на распространение оных экземпляров без разрешения и материального вознаграждения автора.
Впрочем, ещё в тогда законы об "авторских правах" критиковались, как частично, так и полностью - в качестве примера могу привести вот эту речь, произнесенную в Палате Общин 5-го февраля 1841 года. Впечатляет, правда?

Но проходили годы, десятилетия, и человечество изобрело Электронные Вычислительные Машины, которые от всех остальных машин отличались одним удивительным свойством - они позволяли обрабатывать информацию в отрыве от её материального носителя и воспроизводить её с минимальными затратами труда и времени. Причём, по мере развития этих машин, отличия воспроизводимой информации от оригинала устремились к нулю вместе с затратами труда и времени.
И поневоле возник вопрос: если в конкретном экземпляре объекта авторского права, воспроизведённого в цифровой форме, нет никакого труда, то за что платить деньги?
Вот как комментирует эту ситуацию известный писатель Л.Каганов (применительно к "православной" операционной системе Windows)

К вам домой пришел сантехник менять трубы, он возился полдня и взял деньги за работу, которую выполнил для вас. Вам на рынке продали арбуз, каждый из этих арбузов какие-нибудь таджики сажали, растили, поливали, хранили, транспортировали и перекидывали по одному собственными руками с бахчи в кузов, из кузова в ящик, из ящика на весы - все это для вас. Но вот вы купили у MS по интернету лицензию на использование операционной системы. Что компания MS за эти деньги сделала лично для вас? Может, внесла доработку по вашей личной просьбе, чтобы русский язык лично у вас переключался клавишей CAPS, а не растопыркой из двух пальцев? Может, вы обрели за эту сумму максимум производительности, поскольку специалист корпорации выехал к вам на дом и собрал систему из исходников, удалив все лишнее и оптимизировав нужное под ваш тип процессора, объем памяти и специфику задач? Нет. Вам, как миллионам других, просто разрешили ТОЖЕ пользоваться тем, что было сделано однажды совсем в другом месте и совсем не для вас. За это «ТОЖЕ» с вас взяли 100$. А реальные затраты - три копейки, причем давно с лихвой погашены из других источников. В общем, "бесплатный сыр бывает в бесплатном JPG"
Кстати, я тоже в настоящий момент использую классово правильный Linux.

Но, что-то я отвлёкся...
По мере развития ЭВМ начало улучшаться и восприятие произведения объектов авторских прав - читать книги, смотреть фильмы, слушать музыку и т.д. И возникла диллема - с одной стороны сама по себе копия файла ничего не стоит, а с другой стороны, общество должно оплачивать труд автора, создавшего этот файл. И есть только два пути разрешения конфликта Писателей и Читателей.
1. Отрицание объективно существующей реальности. Производиться оно будет путём максимального усложнения процессов копирования техническими средствами, тоталитарного контроля за хранящейся информацией и применением драконовских законов. Разумеется, такое общество будет очень ... нецензурным, но совершенно не похожим на царство свободы. Желающие могут почитать антиутопический рассказ "Дальнобойщик" М.Макаренкова с комментариями самого автора.
2. Разработка принципиально иной схемы, позволяющей определять реальное количество используемых копий этих файлов и выплачивать авторские вознаграждения пропорционально популярности авторов.

Итак, как будет выглядеть второй способ? Очень просто - технически всё реализуемо уже прямо сейчас
1. Организуется единый государственный торрент-треккер (с возможностью создания зеркалам в отдельных сегментах интернета и крупных локальных сетях).
2. Вводится небольшой налог (вносится в стоимость оказываемых провайдером услуг и продаваемых носителей информации)
3. Каждому автору выдаётся электронно-цифровую подпись.
4. Автор подписывает этой ЭЦП все файлы со своими произведениями и выкладывает в открытый доступ.
5. На все компьютеры устанавливается программа, которая ищет файлы с этими подписями и автоматически начинает их раздачу на ближайшем зеркале единого государственного торрента.
6. Деньги, собранные посредством указанного налога, распределяются среди авторов пропорционально количеству раздач.

Разумеется, человек, который после просмотра оценил произведение, оставит его на компьютере (хотя бы для того, чтобы без лишних телодвижений посмотреть его ещё раз), а произведения, которые ему не понравились, удалит сразу же. То есть, количество раздач как раз и будет реальным показателем качества труда автора. А чем качественней труд, тем достойней будет его оплата.
Никуда при такой схеме не денется и продажа материальных объектов (книги, диски) с оказанием реальных услуг (живое исполнение, большой экран и т.д.) желающим. Да, объёмы рынка уменьшатся, зато распространяться будут только стоящие того произведения, и люди уже будут покупать (себе или в подарок) не усиленно нахваливаемого кота в мешке, а хорошо известный им товар.

В общем, схема получается действенная и очень справедливая. Ведь в случае её введения талантливые авторы получат даже те деньги, которые в противном случае обманутые рекламой люди заплатили бы какому-нибудь бездарю за его "продукт вторичный".

P.S.
Критика приветствуется, распространение - тоже.

P.P.S.
Налог на носители информации в пользу правообладателей Н.С.Михалков предлагает ввести уже сейчас. По логике вещей, на такой носитель можно будет записать что угодно - ведь деньги УЖЕ уплачены.
Вот только сам Михалков считает, что с человека можно две шкуры драть получить деньги несколько раз за одно и то же.

Светлое будущее, Правила копирования

Previous post Next post
Up