В честь "дня знаний" по интернетам прошлась волна текстов о бесполезности и даже вреде школы. Кое-что вроде,
фака от Обезьяна-с-пистолетом, даже проникло в топы жежешечки.
Рассуждения о бесполезности классической школы так или иначе сводятся к простым тезисам: 1) большая часть знаний не человеку пригодится; 2) большинство людей эти знания быстро забывают.
Однако ответы на них будут столь же простыми: 1) ребёнок не может знать, что ему во взрослой жизни пригодится; 2) при необходимости нужный материал вспомнить всегда проще, чем изучить с нуля.
Конечно же современная школа не лишена недостатков, причём не только устранимых (например, отдельных глупых, самодовольных, равнодушных учителей), но и системных. Однако нельзя забывать сталинский принцип «не согласен - критикуй, критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай, делаешь - отвечай!». Абсолютное большинство авторов срезаются уже на втором пункте, а из остальных многие по итогам четвёртого получат вплоть до высшей меры социальной защиты населения.
Каких только альтернатив не предлагается - от "индивидуального обучения", при котором потребуется половину страны учителями сделать (кто их столько подготовит и как народ сможет прокормить такую ораву) до предложения оставить ребёнка наедине с кремниевым другом, дабы он сам искал в интернетах нужную информацию (история ВОВ по книгам Резуна и т.д.).
Другие на полном серьёзе утверждают, что обязательное обучение - это насилие над личностью, нарушение прав-и-свобод. Поэтому предлагается
отказ от изучения тех или иных предметов на основании нежелания их изучать. Хорошо ещё, что с оговоркой "при поддержке родителей". Впрочем, родительская опёка и воспитание ребёнка нынче тоже нарушением прав-и-свобод стать может. Описаний того, чем займёт это время ребёнок/подросток, я пока не увидел, но ответ на один из вариантов
всегда держу под рукой.
UPD: Точнее,
получил чистосердечное признание в отсутствии даже представления о том, что может получиться.
Однако отвечать на аргументы подобных индивидуумов можно до бесконечности;
куда важнее задать себе вопрос - почему вообще эта тема обсуждается? Ответ заключается в этой фразе:
Базовых навыков, необходимых для взрослой жизни, существует ровно три: чтение, письмо, и счёт. До революции грамотными были 25% россиян (по некоторым источникам 75%), поэтому школа была ценным источником знаний. Сейчас грамотны практически все взрослые. Если здоровый ребёнок к школе не умеет читать и писать, это значит, что родители просто не нашли времени с ним позаниматься. Конечно, этого хватит. Но только для самой простой и малооплачиваемой (по причине переизбытка неквалифицированной рабочей силы) работы. Конечно, если рядом с тобой множество совсем неграмотных людей, то и за счёт "грамотности" можно слегка приподняться. А если этим владеют все, то тут уже для хорошо оплачиваемого труда потребуется соответствующая специальность, для овладевания которой будет нужно образование. Такое образование, которое до Революции было доступно не половине населения страны, а считанным процентам.
Понятно, что изрядная часть образованных людей не горела желанием делиться своим образованием с пролетариями - ведь тогда придётся делиться и рабочими местами, и зарплатами. Предложение увеличивается - цена уменьшается. Сейчас образование имеют все, но капитал или руководящие должности - по-преждему немногие.
Вот они-то и боятся конкуренции со стороны "шариковых и швондеров" - вдруг те всё-таки обойдут их детишек. До Революции "митрофанушек" защищали "законы о кухаркиных детях". Сейчас пролетариату подкидывается идея о "ненужности школы", упакованная в сладкую и блестящую оболочку "личной свободы". В то же самое время
увольняют учителей и закрывают "лишние" школы; "сэкономленные" деньги осядут в карманах "эффективных" буржуев, которые потратят их на отправку своих детишек в элитные английские школы да американские университеты.
P.S.
Самое главное - о "свободе личности".
К сожалению не помню, кто из товарищей написал это, но полностью с ним согласен. Свобода бывает разной - большой и маленькой. Маленькая - право выбирать музыку на мобильном телефоне, пиво на посиделки в парке, бриллианты на вечернее платье или лохмотья на рейд по помойкам. У кого что есть, тот из того и выбирает.
А большая свобода - это возможность выбрать себе судьбу. Например, возможность выбрать профессию по душе, а не по критериям доступности нужных знаний или величины заработной платы. Понятно, что ради получения достойной нужно будет серьёзно ограничить свою свободу там, где она будет мешать учёбе. И не вестись на красивую ложь.