Очень часто мы слышим о том, что мировая экономика находится в состоянии кризиса. Впрочем, столь же часто мы слышим о том, что никакого кризиса нет, а рассуждают о кризисе те, кому просто не хватает денег. То есть рассуждения о проблемах и недостатках капитализма - удел людей, которым мешают нормально жить исключительно свои собственные проблемы и недостатки.
Так в чём же проблема - в людях или в окружающем мире? Разумеется, многие люди сами создают себе проблемы, однако не являются ли эти личные проблемы людей следствиями общих проблем окружающей их экономической системы? Ведь в конце концов в замкнутом пространстве Титаника личная проблема неспособности конкретного пассажира занять место в шлюпке была исключительно следствием общей проблемы недостаточного количества шлюпок на корабле.
Некоторое время тому назад я
пытался изложить своё (и не только своё) представление о том, как стремление к получению личной прибыли, являющееся идеологической основой капитализма, приводит к кризису капитализма.
В общем смысле прибыль предпринимателей - это разница между совокупной стоимостью проданных товаров и совокупной стоимостью труда наёмных работников, участвовавших в производстве этих товаров. Однако рабочие, получая в качестве заработной платы лишь часть стоимости товаров, могут купить лишь часть от количества произведённых товаров, следовательно, оставшуюся часть товаров должны купить другие люди.
Поскольку планета Земля, как сферическое тело в вакууме,
представляет собой закрытую экономическую систему, экспорт «излишков» товара для отдельно взятой страны возможен только в течение строго определённого времени - до тех пор, пока страны-импортёры не продадут «за джинсы и айфоны» все свои ранее накопленные богатства.
Увы, эти умозаключения слишком «глобальны», в то время как сейчас ещё не все люди способны мыслить в масштабах планеты. Тем не менее, этим рассуждениям есть простое и наглядное доказательство, с которым все мы каждый день сталкиваемся почти на каждом шагу. Это наша любимая реклама.
Взгляните на любой рекламный щит или буклет, предлагающий электронику, бытовую технику или другие товары долговременного пользования. Везде Вы уведите слово «кредит» и цифры процентов, очень большим шрифтом убеждающие Вас в том, что переплата будет очень маленькой.
Я намеренно пишу слово «Вы» с большой буквы, потому что эта реклама была написана специально для Вас, чтобы убедить Вас приобрести товар, который был изготовлен и привезён специально для Вас.
Опять же в зале любого крупного магазина, торгующим такими товарами, «кредитных экспертов» от разных банков работает больше, чем продавцов-консультантов. И даже в салонах сотовой связи потенциальному покупателю обязательно предложат не только «тариф вашей мечты» в комплекте с новым телефоном, но и кредит на покупку этого телефона.
Не отстают от рекламных щитов и радио с телевизором. Как вам перлы «Дорогая, в автосалоне XXXX сегодня такие низкие ставки, что мы не идём в кино, а едем в кино!» или «Я сходила в XXXX-кредит и оформила кредит!»?
Кредиты на покупку квартир и домов. Кредиты на поездки в курортные страны и другие путешествия. Кредиты на проведение свадеб и прочих торжеств уровня «всё включено». Кредиты на мебель и ремонт дома. Кредиты на одежду и обувь. Такое впечатление, что скоро будут рекламировать кредиты даже на пожрать. Впрочем, «микрокредиты» категории «пять тысяч до зарплаты» уже появились.
В чём причина столь массовой популярности кредитов? Ведь дело отнюдь не в покупателях, желающих «жить не по средствам» из-за недостатка ума. Всю эту рекламу заказывают именно продавцы - владельцы/управляющие магазинов и фирм, оказывающих услуги. Они же предоставляют места для размещения рабочих мест кредитных экспертов. В свою очередь именно банки выдают все эти кредиты и оплачивают деятельность своих представителей. Сами же получатели потребительских кредитов выступают исключительно в качестве пользователей, а не заказчиков.
Причина массовой закредитованности населения заключается в том, что в данный момент существующая экономическая система может работать только «в кредит». Сама ориентированность рекламы на «кредитоспособного покупателя» означает, что рынок платежеспособного спроса уже освоен и исчерпан.
Поскольку предпринимателей, получающих прибыль от производства потребительских товаров, подавляющее меньшинство, основными носителями потребностей являются наёмные работники. Однако, как я уже сказал выше, эти рабочие получают в качестве заработной платы лишь часть стоимости товаров и могут купить лишь часть от количества произведённых товаров. В свою очередь наличие непроданных товаров означает убытки, которые вскоре приведут к разорению предприятий и уничтожению рабочих мест.
Таким образом, чтобы капиталистические предприятия могли производить и продавать товары, работники этих предприятий для сохранения своих рабочих мест должны где-то находить «лишние» деньги на покупку этих «лишних» товаров. Единственный источник этих денег - будущее, то есть кредит.
Теперь второй момент. Развитие средств производства и конкуренция на рынках сбыта привели к разорению практически всех производителей и продавцов, которые явно отличались от других в худшую сторону. Сейчас в каждом ценовом диапазоне потенциальный потребитель вынужден выбирать между товарами и услугами, для которых отсутствуют сколь-либо значимые отличия по функциональным возможностям и качеству изготовления. То есть современные товары и услуги, будучи практически одинаковыми по содержанию, различаются лишь по форме.
И речь здесь идёт не о форме и цвете корпуса (хороший корпус и удобный интерфейс тоже относятся к эксплуатационным характеристикам), а о форме/расцветке упаковки и всему остальному, что в реальности совершенно бесполезно для покупателя, но крайне необходимо продавцу для привлечения покупателей. Сюда же входит и явная реклама через СМИ и уличные щиты, и «вирусная», которая неявно внедряется в мысли окружающих, и различные пиар-акции, и даже просто красивое, привлекательное и запоминающееся название.
Так вот, в обществе, где главной проблемой является не производство, а продажа произведённого, на главенствующую роль начинает претендовать простойка общества, занимающаяся именно «изготовлением упаковки», которая должна не только выделить данный товар из числа аналогичных, но и по возможности повысить в голове потенциального покупателя приоритет соответствующей потребности.
По мнению людей, занятых в этой деятельности, «производить может любой дурак», а вот чтобы нарисовать картинку, нужна «креативность». Вот и получаем в результате «креативный класс», который считает себя пупом земли, не понимая, что вся его высокая востребованность вызвана исключительно системной ошибкой в базовой структуре общества.
Моя статья на «Однако»
P.S.
Вторая причина презрительного отношения «креативных» к рабочему классу заключается в том, что основной должностной обязанностью «креативных» является обман населения. Следовательно рекламщики и им подобные априори обязаны воспринимать остальных, как «лохов», которым можно «впарить» что угодно.
Originally published at
Логово скорпиона. You can comment here or
there.