1 октября 1942 года произошла одна из самых таинственных морских катастроф Великой Отечественной войны. В этот день советская подлодка М-118 под командованием капитан-лейтенанта Савина в районе бухты Жебриянской близ Одессы атаковала немецкий транспорт «Зальцбург», на борту которого находился груз пустых металлических бочек, 810 тонн марганцевой руды и 2300 советских военнопленных. Конвой, состоящий из «Зальцбурга» и болгарского корабля «Царь Фердинанд» шел под охраной румынских канонерских лодок и немецкого гидросамолета.
Савин Сергей Степанович
Капитан-лейтенант Савин, чья субмарина несла дежурство в полностью контролируемой противником западной части Черного моря, заметил вражеский конвой еще в Одесской бухте. Поскольку никаких признаков того, что на борту «Зальцбурга» находятся советские граждане, не было, было принято решение атаковать пароход с перископной глубины. Савин пошел на чудовищный риск, подобравшись к конвою на мелководье, где он был лишен возможности маневрировать, и выпустил по «Зальцбургу» 2 торпеды, одна из которых сумела поразить борт парохода, создав огромную дыру между 3 и 4 отсеками. Корабль затонул буквально за 10 минут. Большая часть советских военнопленных не сумела выбраться из тесных трюмов, утонув вместе с кораблем. На поверхность вместе с немецкими охранниками, солдатами и матросами поднялось не более 250 человек.
Остальные корабли по законам конвоев стремились отойти противолодочных зигзагом как можно дальше от места катастрофы и не смогли сразу прийти на помощь терпящим бедствие. Вскоре, однако, немецкий гидросамолет заметил ил, вздымаемый на мелководье винтами М-118, и навел на нее румынские канонерки. Румыны удачно сбросили глубинные бомбы, потопив советскую подлодку, после чего можно было приступать к спасательной операции. Несмотря на то, что из германского штаба поступил приказ спасать только немецких и румынских солдат, болгарский пароход успел поднять на борт 16 немцев и 133 русских. Небольшое количество пленных также приняли румынские корабли, однако на верхушках мачт затонувшего на мелководье «Зальцбурга» и в непосредственной близи от места трагедии продолжали оставаться не менее 70 русских пленных. Румынское командование, несмотря на условный запрет немцев, мобилизовало по тревоге местных рыбаков для спасения оставшихся в живых, но даже с их помощью, в общей сложности было спасено не более 250 человек. Еще несколько десятков человек сумели добраться до суши вплавь самостоятельно, однако на берег вблизи места катастрофы море еще несколько дней выбрасывало сотни трупов в советских шинелях.
Однотипное судно «Jonge Jacobus»
Гибель «Зальцбурга», несмотря на ее 13 место в списке величайших мировых морских катастроф, не любила вспоминать ни советская, ни немецкая сторона, и это печальное событие оказалось практически обойденным военной историографией. Дело в том, что большинство советских военнопленных на борту были «хиви» - лица, согласившиеся на сотрудничество с оккупантами. Тем не менее, СССР по понятным причинам не хотел афишировать тот факт, что М-118 отправила на дно 2000 советских граждан. Немцы же не хотели вспоминать о катастрофе в силу того, что повели себя предательски по отношению к людям, согласившимся с ними сотрудничать. Одним лишь румынам в истории с катастрофой «Зальцбурга» не в чем было себя упрекнуть.
Немецкий солдат и «хиви»
Если у Вас есть дополнительная информация или фотоснимки, связанные с этим событием, просим публиковать их в комментариях этого поста.
Poll Если вам понравился этот пост, то
Давайте дружить. Для перепоста воспользуйтесь кнопкой «Поделись с друзьями» и/или нажмите иконки внизу. Спасибо за внимание!