8 августа 2008 года - дата, примечательная отнюдь не только лишь миллениумно-красивым сочетанием цифр, и даже не феерическим началом Пекинской Олимпиады. В этот день начался российско-грузинский конфликт в Южной Осетии - последняя война на территории Европы, в которой участвовали армия, авиация и флот двух разных государств и применялись самые современные образцы вооружений. Мы оставляем за скобками политическую часть развернувшегося конфликта, поскольку в такого рода противостояниях правд всегда, как минимум, две, и подробно остановимся на его военной составляющей.
Грузинская армия с момента прихода к власти Михаила Саакашвили в 2003 году взяла курс на модернизацию своей армии по американскому образцу. В результате правильной расстановки приоритетов в экономике, а также крупным траншам международной помощи, Грузия сумела, при активном содействии американских, израильских, чешских и украинских инструкторов, превосходно обучить ядро своих вооруженных сил - 4 бригады сил специального назначения, а также офицеров войск радиоэлектронной разведки, операторов ПВО и летчиков армейской авиации. В программу подготовки грузинских военнослужащих был введен рукопашный бой израильской армии - знаменитый крав мага, в основе которого лежит быстрое и эффективное выведение противника из строя с помощью любых подручных средств.
На боевой технике также не экономили: основную ее часть составили арсеналы бывших стран Варшавского Договора, вступивших в НАТО и вынужденных по дешевке распродавать "неформатное" вооружение. Многие единицы боевой техники, в частности, танки Т-72, батареи ПВО, реактивные системы залпового огня и боевые вертолеты, прошли модернизацию на украинских военных заводах. Оружие на те позиции, производство которых не было освоено в странах советского блока, например, беспилотные летательные аппараты и колесные бронеавтомобили, были закуплены в Израиле и США. Также было решено отказаться от советского стрелкового вооружения - автоматов Калашникова, и заменить их американскими штурмовыми винтовками М4. Часть ракетных катеров, составивших костяк грузинских ВМС, досталась Грузии в наследство от СССР, а часть была приобретена в Греции. Авиация Грузии состояла из одной эскадрильи штурмовиков Су-25, модернизированных на Тбилисском авиационном заводе.
Не стоит также недооценивать техническую поддержку и снабжение сведениями разведывательного характера, которые оказывали Грузии США и их спецслужбы. В частности, каналы GPS-навигации, по которым направлялись удары артиллерии обеих сторон (российский аналог ГЛОНАСС еще не был запущен в работу), американские диспетчеры "корректировали" в нужную сторону, а данные спутниковой разведки американцев позволяли Грузии быть в курсе всех передвижений российских войск.
Для получения необходимого боевого опыта грузинские военнослужащие принимали активное участие в боевых операциях стран НАТО в Ираке, причем среди солдат проводилась регулярная ротация, с целью наибольшего охвата бойцов. Постоянно в горячих точках находилось не менее 2 тыс. военнослужащих. В целом грузинские ВС можно охарактеризовать как небольшие, но прекрасно подготовленные и оснащенные войска, полностью отвечающие целям и задачам, обозначенным в военной доктрине Грузии. Изначально грузинская армия была нацелена на решение локальных специальных задач - в первую очередь в возвращении под грузинский контроль "мятежных" республик Абхазии и Южной Осетии. Нет никаких сомнений, что если абхазы и осетины остались без российской поддержки наедине со своими проблемами, операция по захвату полного контроля на их территориями заняла бы не более 7-10 дней. Также следует отметить, что боевой дух грузинских солдат перед началом операции был довольно высок.
Грузинские военнослужащие в Ираке. Фото (c)AFP.
Российская армия первоначально имела в своем составе силы лишь в размере одного мотострелкового миротворческого батальона, дислоцированного в Цхинвали. Впрочем, подразделения 58-ой армии - самого боеспособного крупного армейского соединения Российских Вооруженных Сил, готовы были прийти на помощь миротворцам через Рокский тоннель в течение не более чем 12 часов. Кроме того, в распоряжении Министерства Обороны в непосредственной близости от места конфликта имелся батальон чеченского спецназа ГРУ "Восток", прекрасно подготовленный к решению боевых задач в условиях как горной, так и равнинной местности. В течение 24 часов помощь миротворцам могли оказать части оперативного назначения со всей России - несколько дивизий и бригад ВДВ и морской пехоты, а также части армейского спецназа. Черноморский флот России ввиду своего подавляющего превосходства мог успешно решать как задачи блокады побережья Грузии, так и обеспечения десантирования войск или же уничтожения прибрежных и морских объектов. В воздухе преимущество российской авиации также было абсолютным и грузинским силам больше приходилось рассчитывать не на единственную эскадрилью штурмовиков, а на мощь системы ПВО.
В целом преимущество российских сил над грузинскими в районе конфликта было просто подавляющим по всем параметрам. Единственным шансом Грузии на успешное завершение операции был быстрый захват всей территории Южной Осетии, разгром миротворческого батальона с желательным захватом большого количества пленных, которые могли бы стать разменной монетой в последующих переговорах, и блокирование силами авиации или диверсионных подразделений Роксокого тоннеля, что сделало бы невозможной переброску Россией тяжелой бронетехники. После этого грузинская армия могла бы сконцентрироваться на взятии под полный контроль всей территории Южной Осетии и закреплении на захваченных позициях. Дальше в войну должны были вступить дипломаты, и при поддержке США и НАТО в ООН положительно решить вопрос о сохранении status quo. Во все остальных случаях Грузия объективно терпела поражение ввиду многократного российского превосходства в силах и средствах.
Продолжение читайте 9 августа.
Если вам понравился этот репортаж, то
Давайте дружить. Для перепоста воспользуйтесь кнопкой «Поделись с друзьями» и/или нажмите иконки внизу. Спасибо за внимание!