Физика езды в гору

May 25, 2015 22:47

В последний год я довольно много писал про аэродинамическое сопротивление в велоспорте и как-то до сих пор обходил стороной другой значительный источник сопротивления - силу тяжести при езде в гору. Так что сегодня я поведаю о механике восхождений и как всем уже известные ватты соотносятся со скоростью движения вверх по склону ( Read more... )

Физика велоспорта

Leave a comment

Comments 83

taurus_ek May 25 2015, 15:25:36 UTC
Еще бы график для наглядности :)

То есть 15%-ная горка съедает что-то около 96% мощности, что, в общем-то, ожидаемо.

Reply

arky_titan May 25 2015, 15:51:56 UTC
А график чего от чего?

Reply

sangakbukar May 26 2015, 09:36:43 UTC
мб, мощности от градиента

Reply

arky_titan May 26 2015, 09:58:21 UTC
Ну при постоянной заданной скорости она будет линейно от градиента зависеть.

Reply


taurus_ek May 25 2015, 15:34:08 UTC
Кстати говоря, в биомеханике бега момент инерции рук-ног (которые нужно на каждом шаге ускорять-тормозить), вносит весьма серьезный вклад в энергозатраты. У спринтеров >60% кажется.

Как с этим у велосипедистов?

Reply

arky_titan May 25 2015, 15:51:05 UTC
Не знаю, я не думал про это и не читал. С ходу не соображу, но конечно техника педалирования это в велоспорте один из ключевых моментов.

Reply


kolyuchii May 25 2015, 16:09:41 UTC
Пост - подарок!
С другом катаемся по одному маршруту и, не смотря на то, что по прямой я быстрее, в гору он обходит меня чуть ли не играючи. Я всё в понять не мог почему. Сейчас очевидно, что виной разница в 10 кг живой массы :)

Reply

arky_titan May 25 2015, 16:24:02 UTC
Да, всё верно - крупные мужики даже с не очень хорошей подготовкой делают довольно большие ватты. Просто за счёт большой мышечной массы, а на плоскости всё же масса вторична - она даёт вклад конечно в соротивление качения и коэффициент аэродинамического сопротивления побольше за счёт большей площади тела, но если хорошо сидишь и нормально пригибаешься то эта разница в лобовой площади между болшими и мелкими велосипедистами довольно сильно нивелируется, так что на плоскаче получается ехать быстро, против ветра абсолютная мощность решает. А вот как на склон заезжаешь, там уже начинают работать Вт/кг и сам знаешь что происходит :)

Reply

kolyuchii May 25 2015, 17:32:04 UTC
Мой случай идеально ложится на то, что описано в статье: мой друг под 2 метра ростом (на 20 см выше меня) но легче примерно на 10 кг. Т.е. он на плоскости как парус, а в гору я как якорь)

Reply

arky_titan May 25 2015, 20:44:50 UTC
Like!

Reply


Эр Педы какие то... toogeza May 25 2015, 17:00:30 UTC
η⋅Pкол⋅VВ⋅Pпед⋅FΣ! сколько всяких значков красивых!

Reply

Re: Эр Педы какие то... arky_titan May 25 2015, 20:48:02 UTC
Педы, да :-)

Reply


_deniska May 25 2015, 18:27:51 UTC
Как правильнее считать уклон и этот самый градиент? по велокомпу знаем путь от подножия до вершины холма и высоту. Выходит что Sin(a) = h/l и взяв арксинус мы получим угол? а градиент?

Reply

arky_titan May 25 2015, 20:33:58 UTC
Градиент это тангенс угла наклона. Ну или синус. Вприближении "малых углов", которое верно для всех встречающихся в реальности градиентов, синус равен тангенсу. Попробуй в калькуляторе взять inv tan от 0.15, а потом вычисли sin от получившегося угла.

Так что в действительности с высокой точностью можно считать h/L, где L - расстояние по склону.

Градиент 100% это 1 к 1, на каждый метр горизонталього перемещения приходится метр вертикального подъёма. Угол 45 градусов.

Градиент 10% или 0.1 это 1 из 10, т.е. на каждые 100 метров приходится 10 вертикальных метров.

Reply

arky_titan May 25 2015, 20:57:00 UTC
Ну т.е. строго говоря ты прав: градиент tan(arcsin(h/l))*100%, но для всех практических случаев можно с высокой точностью брать просто h/l*100%.

Reply


Leave a comment

Up