КУМРАН (5)

Aug 04, 2012 19:43



ХИРБЕТ-КУМРАН

КУМРАН (1), ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ.
КУМРАН (2), ПРЕДТЕЧА ХРИСТИАНСТВА?
КУМРАН (3), ПУБЛИКАЦИИ - ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ РУКОПИСЕЙ.
КУМРАН (4), СВИТОК СОКРОВИЩ

В комментариях на предыдущие части меня несколько раз спрашивали, куда пропали ессеи, которые так интригующе появились в начале этой истории? Ведь для большинства людей в цепочке ассоциаций вслед за словом "Кумранские рукописи" чаще всего следует - "ессеи". Да и в очерках про афарсемон ( Секрет Эйн Геди) я грозился написать об этой
малоизвестной еврейской секте. Но так до сих пор и не собрался. Нет, это не литературный прием вроде того знаменитого рояля, который Маяковский подвешивал к потолку перед началом выступлений и обещал объяснить в конце. А в конце, честно признавался, что единственной целью было создать интригу и удержать публику. Нет, я просто не могу ничего написать о ессеях, не показав, хотя бы бегло, историю открытия и прочтения Кумранских рукописей. Историю, на фоне которой рождалась современная легенда о ессеях.

#1. Карта-схема расположения крепостей периода Второго Храма и пещер, в которых были найдены "Рукописи Мертвого моря" . [по - Изгар Гиршфельд]

Как уже упоминалось, впервые связь между найденными рукописями и малочисленной и полузабытой иудейской сектой ессеев высказал в 1953г проф. Еврейского университета в Иерусалиме Элиезер Сукеник. Его поддержали все члены исследовательской группы Ролана де Во. К тому времени они уже вели интенсивные раскопки какого-то древнего поселения в небольшом оазисе в непосредственной близости от пещер, где были найдены первые рукописи. Бедуины, кочевавшие в этой местности, называли эти развалины "Хирбет-Кумран" [1].

Из более, чем 1000 свитков и других документов, найденных в районе Мертвого моря, более 800 были обнаружены в одиннадцати пещерах вблизи этого поселения[2]. При этом только на долю археологов приходится 250 обследованных пещер и лишь в одной из них были найдены рукописные материалы (пещера #3 - Медный свиток). А в скольких побывали бедуины, никто не знает. На вопрос, кто жил в этом поселении, ответ был вполне очевидным - ессеи, предполагаемые хозяева найденных рукописей.

В течение 5 сезонов, с 1952 по 1956 год с помощью местных бедуинов и незамысловатого технического оборудования (вагонетки на рельсовых путях) археологи провели раскопки на площади свыше 4,5 тыс кв. м. Среди раскопанных зданий особо выделяются остатки башни, окруженной в основании каменным уклоном (гласис), жилые помещения, залы, промышленные сооружения и разветвленная система водоснабжения (акведуки). Археологи собрали много монет, особенно монеты периода Второго Храма[3], изделия из бронзы и железа, керамику, остатки одежды и обуви, коврики, плетеные корзинки и множество остраконов[4] с ивритскими именами: Йоханан, Шимон, Пинхас и т.д., которые недвусмысленно указывают на принадлежность обитателей Кумрана этого периода к еврейству.

Я не зря выделил указание на определенный период времени. Очевидно, что в разные периоды там жили разные группы людей. После подавления иудейского восстания 66-71г н.э. там размещался гарнизон римских солдат, позже - участники восстания Бар Кохбы, а задолго до этого, в 8-6 веках до н.э., судя по керамике и найденным остраконам с палеоеврейским письмом, там было древнеизраильское поселение. Однако больше всего интересует сегодняшних исследователей, кто жил здесь перед приходом римских солдат, до разрушения Храма? В то время, как для археологов, раскапывавших Хирбет-Кумран, такой вопрос вроде и не возникал - ясно, что ессеи, поэтому и с идентификацией помещений особых затруднений не было.



#2. Аэрофотосъемка и реконструкция Хирбет-Кумрана по кумрано-ессейской версии.
[Реконструкция - отсюда]

Археологи не ограничились комплексом многочисленных помещений Хирбет-Кумрана. Они раскопали также 26 могил на расположенном рядом кладбище и все 11 пещер, в которых были рукописи.

Во время всех этих раскопок было найдено множество керамики, бронзовых, каменных и деревянных орудий, предметы быта, клады монет и небывалое количество письменных свидетельств (свитки и остраконы!). Однако, несмотря на такое обилие артефактов (а может быть, именно из-за этого!), ответ на вопрос, кто жил в поселении Хирбет-Кумран, что делали здесь эти люди, что было в раскопанных сооружениях, перестал быть "очевидным". А ведь от него зависят ответы на другие, более важные вопросы:

  •   Кому принадлежала огромная библиотека, которую нашли в пещерах?
  •   Где, когда и как жили владельцы этих рукописей?
  •   Что заставило былых владельцев спрятать свитки в пещерах?
  •   Кто автор оригинальных, небиблейских текстов, впервые обнаруженных среди найденных рукописей:
    Устав, Текст Двух колонок, Дамасский документ, Война сынов света с сынами тьмы, Благодарственные гимны и др.?

    Если Хирбет-Кумран был действительно общинным центром живущих на берегу Мертвого моря ессеев, которые, по мнению автора этой гипотезы, Р. де Во собирались здесь, как в монастыре, для совместных трапез, ритуального очищения в микве, переписывания библейских свитков и составления новых, то археологи раскопали место проживания общины, где родились идеи, ставшие основой христианского мировоззрения. Тексты этой общины содержат лексикон и самоназвания, сохранившиеся в христианстве по сей день: "община бедных", "простецы" (или "малые"), "Новый Союз" (или "Новый Завет"), "сыны света", "община истины", "община избранников бога" и др. Более того, даже такие мелочи, как обличение фарисеев в стиле Новозаветных текстов, присутствуют в этих рукописях:

    Оценка кумранитами фарисеев однозначна:"толкователи скользкого". Сравнивая фарисея с блудницей, кумранский автор пишет:"Из уст ее исходит пустословие и [язык]ом [бормочет вздо]р, заблуждение остается всегда на устах ее. Словами своими насмешливо оболь[ща]ет, чтобы извращать [учение] иахад уста[ми] порочности". [ А. Сысоин, "Идеология и организация Кумранской и раннехристианской общин". ]

    А если в Хирбет-Кумране жили не ессеи, и между ними и свитками нет никакой связи, откуда в пещерах этот клад человеческой мудрости, исканий и надежд? Вопрос не праздный, так как сомнения в том, что возможен другой, отличный от кумрано-ессейского, вариант происхождения рукописей и обитателей Хирбет-Кумрана возникли уже в начале 60-х годов. Одним из первых высказал такую крамольную мысль немецкий ученый библеист, Карл Ренгсторф в книге - K.H. Rengstorf, Hirbet Qumran and the Problem of the Library of the Dead Sea Caves, Leiden 1963.

    По мнению К. Ренгсторфа, найденные тексты не могли быть собранием, принадлежащим единственной секте, а являлись частью Храмовой библиотеки, укрытой в кумранских пещерах. Отклоняя как "весьма абсурдное", предположение, что ессеи написали, или скопировали несколько сотен книг (Ренгсдорф ещё не знал о 800 свитках!) в «скриптории» в Кумране, он предложил, что рукописи представляют собой Храмовую библиотеку, которая была скрыта "ввиду серьезной опасности, угрожавшей ей в приближающемся разгроме иудейского восстания и разрушения Иерусалимского Храма".

    "В 68 г н.э первосвященники, несущие ответственность за Иерусалимский Храм, расценили восстание как не имеющее более никаких шансов на успех. Так как они не могли защитить Храм от разрушения, они сделали попытку спасти, по крайней мере, что-нибудь, что могло быть спасено: ... большие запасы золота и серебра, а так же библиотеки с архивами, в которых были собраны традиция, литературное и духовное наследие иудаизма со времени Нехемии, были спрятаны и таким образом сохранены". [цитируется по книге Н. Голб, "Who Wrote The Dead Sea Scrolls?"]

    К. Ренгсторф подчеркнул также, что в древности на Ближнем Востоке, именно в Храмах «размещались архивы и
    библиотеки». Он также указал на письмо Раббана[5] Гамлиэля I (Гамлиэль ха-Закен) официальному писцу Храма, в котором говорилось, что "их работа оплачивается из казначейства Храма", а значит, официально ценилась как самая важная для людей и всего Иудаизма.

    #3. Обложка книги проф. Н. Голб
    "Кто написал Свитки Мертвого моря"
    В заключении К. Ренгсторф пишет

    "Множество данных, относительно Кумранских рукописей легче объяснить, предполагая, что они являются частью библиотеки Храма, а не считать, что это хранилище текстов ессейской секты. Это объяснило бы наличие свитков из кожи (пергаменты) и папируса; присутствие библейских текстов на греческом и арамейском языке, наличие рукописей в палеоеврейском написании рядом с другими, написанными более поздним квадратным шрифтом; наличие текстов, которые имеют дело с вопросами общественных взаимоотношений, включая календарные проблемы, и специфическими для духовенства; и наконец, общая широта этой библиотеки. Поскольку, Иерусалимский Храм имел большую и важную библиотеку - а в этом вряд ли приходится сомневаться - то Кумранские рукописи должны были содержать целый пласт еврейской литературы, которая существовала, насколько было возможно ее собрать, включая, конечно, сектантские, неортодоксальные тексты». [там же]

    Свою теорию К. Ренгсторф высказал задолго до того, как появилась возможность прочесть все найденные рукописи и изучить результаты раскопок. В 1961г Ролан де Во опубликовал только общие выводы, а полностью отчет не был опубликован никогда. Книга Р. де Во "Archaeology and the Dead Sea Scrolls" тоже не содержала новой информации, но и она была опубликована после смерти ученого в 1973г, а свою гипотезу Ренгсдорф высказал за 10 лет до этого. К сожалению, идея Ренгсторфа была чисто интуитивной, а доказательством служила только логика. Для создания парадигмы этого мало. Естественно, вся теория подверглась резкой критике со стороны "ортодоксальных" исследователей и оказалась вдалеке от мэйнстрима кумранских исследований.

    В 1958г археологическая экспедиция отца Ролана де Во после раскопок в соседнем оазисе Эйн Фешха закончила свою работу. Археологи и весь ученый мир занялись прочтением рукописей. Спорили, строили теории, разбирались в том немногом, что было опубликовано по следам раскопок в Кумране, пытаясь понять смысл и назначение раскопанных сооружений и найденных экспонатов.

    Появились даже работы, в которых говорилось буквально следующее:

    "После раскопок в районе Мертвого моря стало известно, что Кумран - это ессеи, что ессеи - это в Иудее, что ессеи странно близки к первоначальному христианству. Кумран заполнил брешь, образовавшуюся в христианском каноне, показал, что ессеи были мессианистами и что мессией должен был стать их казненный и воскресший руководитель. Задача, следовательно, состояла в том, чтобы проследить процесс превращения секты ессеев в общину первоначальных христиан." > [Н.Е.Зубер-Яникум, От Кумрана до Новозаветного канона, С.-Петербург. На правах рукописи.]

    Вопрос обитателей Кумрана и авторов 800 свитков был закрыт. Оставалось "проследить процесс превращения ессеев в христиан".

    Хирбет-Кумран тем временем опустел. Безжалостное солнце высушило открытые небу полы и стены, а ветер снова начал засыпать песком развалины 2000-летней давности. Пустыня быстро заметает следы человеческой деятельности.

    К счастью, это продолжалось недолго. В 1967г, в результате Шестидневной войны часть бывших иорданских территорий перешла под контроль Израиля. Среди них и весь район раскопок отца Ролана де Во. Хирбет-Кумран был объявлен исторической ценностью и перешел в ведение израильского Управления национальных парков.

    С тех пор это место неузнаваемо изменилось. Сегодня здесь национальный историко-археологический парк "Кумран". В течение нескольких лет Управление национальных парков превратило выжженные солнцем развалины в музейный экспонат, по дорожкам которого разгуливают любопытные туристы. К их услугам объяснения местных гидов, небольшой киносюжет, который показывают перед началом экскурсии, проспекты и надписи. И всё это, подчиняясь требованиям туристического бизнеса, описывает, как бесспорно установленный факт, общину ессеев в качестве единственных хозяев этих мест.

    Вот небольшой ролик израильского экскурсовода Цахи Шакед о парке "Кумран".

    image Click to view



    (http://youtu.be/1HzrW0J5jsQ)

    На табличках, расставленных на территории парка, и в проспекте приведены цитаты древних авторов о ессеях. Среди них:
  • о целомудренности и аскетизме ессеев: "Чувственных наслаждений они избегают как греха и почитают величайшей добродетелью умеренность и поборение страстей" [Флавий]
  • об их безбрачии: "Супружество они презирают" [Флавий]
  • об их склонности к пацифизму: "У них вы не найдете ремесленника, изготовляющего луки, стрелы, кинжалы, шлемы, панцири, щиты, и вообще никого, делающего оружие, орудия или что бы то ни было, служащее для войны" [Филон]
  • и чуть ли не о стремлении к осуществлению коммунистических идеалов: "едва ли не единственные из всех людей, не имея ни денег, ни собственности... считают себя богатейшими, так как справедливо полагают, что умеренность и ограниченность в потребностях равносильны изобилию" [Филон]

    Множество христианских паломников устремляются сюда, воодушевленные сложившимися представлениями о ессеях как предтечах раннего христианства, и о Кумране как прообразе первых монастырей. При 40-градусной жаре среди желто-коричневых красок Иудейских гор и древних развалин, жизнь древнего Кумрана представляется жителю туманного Альбиона или вечнозелёной Флориды, полной опасностей и невзгод. Умы и сердца паломников проникаются мыслями о великом духовном подвиге крохотной еврейской секты, и они оставляют Кумран, с чуством сострадания к аскетам, положившим первый камень в основание мировой религии.

    Однако археологи за этими романтическими развалинами видят вполне реальные хозяйственные и жилые сооружения. Вот ямы-зернохранилища, хлебопекарня и кухня с несколькими очагами, стойла для вьючных животных, гончарные мастерские с печами для обжига и многочисленными остатками местной керамики, тысячи (!) тарелок, чаш и другой посуды, остатки ремесленных мастерских, сушилка для плодов финиковых пальм, 7 бассейнов-цистерн, одна из которых водоизмещением более 100 тонн (!), микве и много других сооружений и помещений, названия которым Р. де Во так и не нашел.



    #4. Скрипторий в Кумране   [ отсюда, © Veranstalter]

    В узкой длинной комнате, примыкающей к башне, археологи нашли обломки трех столов, и две чернильницы. Этого оказалось достаточным, чтобы назвать комнату в стиле средневековековых монастырей - "скрипторий", т.е. "комната писцов". Археологи, надо полагать, представили, как, получив известие о приближении
    римских солдат, ессеи наспех собрали свитки, которые изготовлялись в этой комнате, отнесли их в пещеры, и спрятали там, в заранее приготовленных глиняных кувшинах и в мешках из ткани. И сделали они это так тщательно, что практически больше никаких следов своей работы не оставили.

    #5. Египетский писец. Статуя из Египетского
    музея древностей [Фото отсюда]
    Странно, как таких опытных археологов не смутил тот факт, что во-первых, пис́ать, сидя за столом, стали значительно позже - писцы пис́али положив свитки на колени, а во-вторых, что выглядит намного абсурднее, как это среди всей массы обломков и в самом "скриптории", и за его пределами группой де Во не было найдено никаких других предметов, связанных с работой писцов, - ни тростниковых перьев, ни заготовок чистого пергамента или папируса, ни ножей для их разрезания. И это при изготовлении такого количества текстов. Нигде не нашли никаких обрывков ни рукописей, ни других надписей на пергаменте или папирусе.
    Тем не менее, около этой комнаты до сих пор красуется надпись "Scriptorium", внушая священный трепет туристам: как же, здесь переписывали священные тексты ТАНАХа и работали над комментариями к ним!

    #6. Кумран. Израильский гид объяснет "устройство"
    скрипториума [Фото отсюда]

    Шестидневная война и урегулирование отношений с Иорданией прервали на некоторое время дальнейшие раскопки Хирбет-Кумрана. Только в 1984г. сначала израильские археологи Игаэль Ядин и Йоси Петрич (Хайфский университет), а потом, в связи со смертью И.Ядина, Иоси Петрич один в течении 7 сезонов выполнил систематический обзор пещер и пешеходных троп вокруг Кумрана, и провел тщательное исследование 5 пещер, в которых находились свитки. Его вывод был однозначен: "пещеры не служили жильем, а были скорее складами и укрытиями".

    Следом за ним исследованием Хирбет-Кумрана и прилегающих территорий занялись археологи Амир Дрори (Управления древностей), Ицхак Маген (Гражданская администрация в Иудее и Самарии), Маген Броши (куратор Храма Книги), Ханан Эшель (Университет Бар Илан), Ицгар Гиршфельд (Еврейский университет в Иерусалиме), Джеймс Стрендж (James Strange - Университет Южная Флорида), Рэндел Прайс (Randall Price - Христианский университет, Вирджиния) и др. Было найдено много новых артефактов, которые не вписывались в рамки принятой концепции. Среди них - дорогая стеклянная и керамическая посуда, основания (базы) для колонн и даже флакон с остатками драгоценного масла афарсемон, как подозревают археологи. К двум чернильницам де Во присоединились ещё четыре, но, как показал анализ, они принадлежали к разным временам. Три из них были с 3-его века н.э., т.е. принадлежали ко времени, когда все найденные в пещерах рукописи были уже написаны.

    Следует отметить, что ещё до начало систематических раскопок Хирбет-Кумрана, в начале 80-х гг археолог Роберт Донсель (Robert Donceel) и его супруга Паулина Донсель-Вут (Pauline Donceel-Voûte), разбирая найденные и неописанные де Во артефакты, сильно усомнились в определении Кумрана как ессейского монастыря. Среди артефактов, которые после смерти де Во были переданы в музей Рокфеллера, супруги Донсель обнаружили стеклянную посуду, высококачественные глиняные изделия типа римского terra sigillata , монеты и др. предметы, которые никак не ассоциировались с известной аскетичностью ессеев.



    #7. Стекло, найденное аббатом де Во при раскопках Хирбет-Кумрана.
    Публикация DONCEEL.

    Однако ещё большие сомнения в правильности кумрано-ессейской концепции внесли находки археологов Ицхака Магена, Юваля Пелега и Ицгара Гиршфельда, обнаруживших в развалинах Хирбет-Кумрана драгоценные украшения, флаконы для косметики, расчески, бронзовые фибулы - булавки с украшением для одежды, обломки мраморных колонн, явно привезенные издалека, каменные жернова необычной, очень передовой по тем временам, конической формы и даже "древнееврейский унитаз", как назвал его в
    своем блоге Роман Тескер (romanlt). Всем этим предметам явно было не место в бедной общине ессеев. Но если факты не соответствуют концепции - тем хуже для фактов. Как порой зло шутят юристы: не путайте меня фактами! Менять концепцию тяжело - легче придумать объяснения кумранским находкам, чтобы они соответствовали, не противоречили общепринятой концепции. И тогда стали рождаться априорные утверждения.

    #8. Латрина - "древнееврейский унитаз" в Кумране [Фото отсюда]

    К примеру, рядом с развалинами было обнаружено большое кладбище, более 1000 могил. Во многих из них - скелеты женщин и детей. Многовато для уединенной секты, да ещё и соблюдающей безбрачие. Откуда эти женщины и дети?! Объяснение: рядом с "безбрачными" жили семейные ессеи, благо у Флавия упоминаются и такие. На вопрос: почему так много могил? Тоже есть вполне аргументированный ответ: здесь хоронили ессеев со всей страны.

    Тогда другой вопрос: что делает крепостная башня посреди поселения пацифистов? (Толщина стен нижнего этажа башни - 1м 30см, и по всем строительным канонам над цокольным этажом возвышались ещё три).
    Ответ: с точки зрения своего местонахождения, Кумран не мог быть крепостью. Помещения цокольного этажа, не имеющие окон, служили кладовыми, а в минуты опасности - убежищем.

    Развитое гончарное производство и огромное количество посуды проф. Зеэв Сафраи из университета Бар-Илан (Израиль) объясняет тем, что "…речь идет об общине, для которой превыше всего были понятия "чистота" и " очищение". Совершение омовения - постоянный и необходимый ритуал ессеев. Кувшины и другие сосуды по разным причинам постоянно закапывали и замуровывали в стены. Поэтому возникала необходимость делать все новую и новую посуду. Поскольку члены общины ставили очищение во главу угла, посуда, которую они употребляли, должна была соответствовать самым жестким критериям чистоты, вот они и производили ее сами, никому не доверяя столь важное дело. Возможно, сделанные здесь кувшины и сосуды предназначались и для других ессейских общин".

    Следует также отметить, что ни первая, ни последующие археологические экспедиции не нашли в этом комплексе подходящих помещений, чтобы определить их как "жилые комнаты". Ничего не указывает на то, что находившиеся здесь люди занимались не только добыванием хлеба насущного и переписыванием священных
    текстов, но и оставались ночевать. Возможно, ночи они проводили в пещерах, но и там не было обнаружено никаких признаков человеческого жилья. Правда за пределами стены, окружавшей комплекс построек, Маген и Пелег нашли расчищенные от камней площадки и большое количество однообразных колышек, которыми, возможно, укрепляли свои палаточные жилища люди Кумрана. Но такое больше подходит временным рабочим, а не постоянным поселенцам.

    Израильский археолог, бывший куратор Храма Книги и главный археолог "Музея Израиля" (места хранения Рукописей Мёртвого моря) Маген Броши (на фото), собрал и прокомментировал 12 разных версий использования поселения Кумран (Haaretz, Кто жил в Кумране (иврит)). Его комментарии сделаны с точки зрения последовательного адепта кумрано-ессейской концепции:

    1. Сельскохозяйственная ферма. Это теория предположенна проф. Еврейского университета в Иерусалиме, археологом Изгаром Гиршфельдом и супругами Робертом Донселом и Паулиной Донсель-Вут
  • Броши: существование сельскохозяйственной фермы невозможно, т.к. Кумран окружают солончаки, непригодные к выращиванию с/х продукции.

    2. Крепость. Эту идею развивает проф. Норман Голб (Чикаго)
  • Броши: Кумран слишком изолирован и не имеет никакого стратегического значения, которое объясняло бы необходимость строительства крепости.

    3. Постоялый двор и место сбора налогов с евреев, следующих в Иерусалим. Эта теория австралийки Ланы Кендайл и руководителя её доктората, Элен Краун.
  • Броши: не вижу в этом никакого смысла с точки зрения топографии. Нет ни одной дороги, которая проходила бы через Кумран.

    4. Христианское поселение. По мнению автора этой теории проф. Роберта Айзенмана (Лонг Бич, Калифорния), Учитель Праведности - никто иной, как Праведный Иаков, брат Господень.
  • Броши: хронологически невозможно, разница между ними не менее 200 лет.

    5. Место распятия Христа, а Мертвое море - это Тивериадское озеро (Кинерет). Эта идея была высказана Барбарой Тайринг (Австралия), полностью отрицающей результаты радиоуглеродной проверки материала рукописей.
  • Броши: теория на грани невменяемости.

    6. Санаторий. Сюда приезжали, чтобы принять ванны в Эйн-Фешха (оазис с группой пресноводных источников в 4 км южнее Кумрана). Теория, родившаяся в стенах Оксфорда (Англия).
  • Броши: из-за отсутствия жилых помещений - нет основания, считать Кумран санаторием.

    7. Место изготовления папируса.
  • Броши: эта теория Шахар Шапиро (Иерусалим) по меньшей мере, странная, т.к. ближайшее место, где выращивался папирус были окрестности озера Ахула (долина, севернее Тивериадского озера, осушенная мелиораторами в начале ХХ в.). Даже если бы сырьё для изготовления папируса действительно привозили оттуда, оно бы сгнило по дороге.

    8. Место жительства общины садуккеев. Автор этой гипотезы кумрановед, проф. Лоренс Шиффман (Нью-Йорк) отказался от неё, но Ватиканский священник Роберт Норт продолжает отстаивать эту версию.
  • Броши - здесь явное противоречие: в отличие от садуккеев, авторы рукописей [которые, по мнению Броши, жили в Кумране - АТ] верили в бессмертие души, в ангелов и предестинацию (лат.- Божие провидение, предопределение свыше)

    9. Средневековая фальсификация рукописей. Об этом говорил проф. филадельфийского колледжа Дропси Соломон Цейтлин, но известный знаток еврейской мистики и основоположник критического изучения Каббалы проф. Гершом Шалом (1897 - 1982) ещё в 1956г весьма скептически отзывался и об этой теории, и её авторе.
  • Броши считает, что к этому добавить нечего.

    10. Место жительства общины караимов. Эту версию высказывали в 50-х годах ученые из окружения проф. С. Цейтлина, и она основывалась на сходстве написания рукописей и священных текстов караимов.
  • Брошиотвергает эту версию на основании большого хронологического разрыва между написанием рукописей и появлением караимов.

    11. Место жительства общины неизвестной секты периода Второго Храма и нет убедительных доказательств, что это были ессеи.. Эту версию высказывали представители "лагеря агностиков" (по определению Броши) израильтяне проф. Шмарьягу Тальмон (1920-2010) из Еврейского университета, удостоенный премии Израиля за исследования ТАНАХ'а, историк проф. Альберт Баумгартен (Бар-Илан), а также проф. Мартин Гудман из Оксфорда (Англия).
  • Броши цитирует известного историка проф. Давида Флусера (1917-2000): "До тех пор пока не найдут в Кумране надпись: "Мы, те самые ессеи, о которых писал Йосиф Флавий", мнение агностиков не изменится."

    12. Место жительства общины ессеев. Эта версия, предложенная проф. Еврейского ун-та Э. Суккеник на самой ранней стадии изучения рукописей, по мнению Магена Броши, приводит к консенсусу, и её придерживаются большинство исследователей-кумрановедов.

    Перечисление всех противоречий между принятой кумрано-ессейской концепцией и фактами археологических раскопок этим не ограничиваются. Их можно было бы продолжить, но и этого достаточно, чтобы почувствовать всю сложность этой проблемы. В заключении хочу повторить слова известного российского кумрановеда И.Д. Амусина (1910-1984), сказанные больше 30 лет назад, но актуальные по сей день:

    "В настоящее время дело обстоит так, что непрерывно и непрестанно возникающих вопросов неисчислимо больше, чем возможностей уверенно ответить на них." ["Кумранская община"]

    А про обещанных ессеев я постараюсь рассказать в следующий раз.

    Примечания

    [1] - "Хирбет" - по-арабски, развалины. По поводу происхождения относительно недавнего названия "Кумран" нет однозначного мнения. Большинство считает, что в основе лежит арабское слово "кмар" - луна, "Кумран" - две луны. При этом рассказывают, что в полнолуние с возвышенности, на которой находится Хирбет Кумран, на зеркальной поверхности Мертвого моря видно отражение луны, которое по размерам не отличается от своего оригинала в небе. Другая версия более прозаическая. Археолог проф. Изгар Гиршфельд считал, что в основе то же арабское слово "кмар", но в понятии "серый", "блеклый", как окружающие мергелевые горы.

    [2] - Кроме одиннадцати пещер вблизи поселения Хирбет-Кумран, древние рукописные материалы, объединенные общим названием "Рукописи Мертвого моря", были найдены:
    - в раскопках крепости Масада;
    - в пещерах вади аль-Мураббаат;
    - в пещерах Нахал Хевер и Нахал Целим;
    - в пещере вади Далия.

    [4] - Период Второго Храма - эпоха израильской истории от построения Второго Храма в Иерусалиме (515 до н.э.) до его разрушения римлянами (70 н.э.)

    [4] - остраконы - черепки глиняных сосудов, которые очень широко использовались для записей, расчётов, квитанций и коротких писем.

    [5] - раббан - почетный титул некоторых глав Синедриона в эпоху Второго Храма.

    © Арк.Таль

Кумран, Израиль, Истории из Истории, #2, #4, #5, #8, #6, #3, #7, #1

Previous post Next post
Up