Долго думал, писать или не писать про блиц-визит нашей тёплой компании в Молдавию, но всё же решил поведать. В конце концов это место, хоть и находится в пределах бывшего СССР и гораздо ближе к Москве географически, чем Киргизия, не говоря уж о Сахалине, но тем не менее геополитическая ситуация складывается так, что ни один человек в здравом уме и твёрдой памяти не поедет в Молдавию просто так, если он, конечно, не политолог и не молдавский гастарбайтер. Среди нас не водилось ни тех ни других, тем не менее честная компания в составе меня,
obskurant и вечного камрада Юлия (без ЖЖ) почесала в затылке и решила - а почему бы и нет? Потому что и вправду - повода посещать нет, но очередную булавку в карту мира воткнуть можно, пока здоровье позволяет. Тем более что билеты стоили не очень дорого, а для проживания в Кишинёве мы определили вполне приличный апартамент на главной городской улице всего за 1000 рублей в сутки. И вдобавок ко всему владелец жилплощади повозил нас и по Кишинёву и по окрестностям за вполне нормальные деньги, рассказав нам много интересного и познавательного. Так что если кто туда соберётся - могу дать координаты.
Поскольку кишинёвские рейсы сейчас вынуждены облетать внезапно образовавшуюся посреди европейского континента Сверхновую Гвинею, полёт туда занимает добрых три часа, к тому же и наш вечерний самолёт задержали, так что прибыли мы в столицу Республики Молдова только ближе к двум часам ночи, что несколько скомкало нашу программу следующего дня. Но мало того - на паспортном контроле наши краснокожие документы изъяли и препроводили на допрос в местную сигуранцу, ютившуюся в небольшой комнатке в международной зоне. После клыкастых шри-ланкийских борцов с тамильскими тиграми, людоедов из иорданского мухабарата и рептилоидов из аэропорта Бен Гурион тощие молдавские мамалыжники выглядели совсем не страшно и вопросы задавали формальные: кто, куда, на сколько и зачем. Ну разве что руководивший допросом ушастый лейтенант заметно подпрыгнул на стуле от неожиданности при ответе "Туризм". И отпустили быстро. Но уже назавтра мы узнали, что эти же прыщавые задроты депортировали обратно в Россию двух историков, летевших следующим рейсом на конференцию в Тирасполь. Так что не так уж всё и безобидно.
Благо, наш квартировладелец Дмитрий нас терпеливо дождался и повёз на ночлег. По дороге мы попросили его завести нас в круглосуточный магазин, чтоб купить перекусить (а есть после всего хотелось неимоверно) и тут же поняли, что Молдавия страна очень специфическая. Дело в том, что у них, как и у нас, после 23 часов строжайше запрещена торговля спиртными напитками. Но! Пиво и вино можно покупать невозбранно. Видимо, молдавские власти не причисляют вышеозначенные напитки к спиртным, что является дополнительной мерой дискриминации довольно многочисленного русского населения. Потому что Дмитрий (русский по национальности) тут же меланхолично заметил, что "румыны" лакают вино как воду начиная с детского сада, в то время как русские предпочитают водку, но с 18 лет. Но к вопросу взаимоотношения русской и молдавской общин Кишинёва я ещё вернусь.
...как нетрудно догадаться, на утреннюю прогулку по молдавской столице в итоге отважился один я. В этот день, из-за обстоятельств, длинных экскурсий было решено не устраивать, а вот после трёх часов поехать в криковские подвалы, благо недалеко. Так что и прогулка моя была не очень длинной - по местным Елисейским Полям (проспекту Штефана чел Маре) и обратно.
Жили мы рядом с центральным рынком, так что завернув за угол, я тут же стал героем модного ныне жанра про попаданцев, переместившись из 2017 года в 1992.
Молдавия пока что считается самой бедной страной Европы. Поэтому вот такая вот очень мелкая торговля с рук очень распространена.
Пенсионеры у нас живут неважно, но в Молдавии с этим вообще швах, особенно если нет сельских родственников. В этом смысле русскоязычным (термин уместен, поскольку русских и украинцев здесь примерно поровну, но по украински не говорит никто), коих в Кишинёве примерно треть, приходится гораздо хуже, чем молдаванам, большинство которых тут - это относительно недавние мигранты из деревень.
Даже нищенство тут держат наряженные в хохлому местные.
Тоже довольно типическая картина мелкой торговли. Цветы в ведре и лоток с разными мелочаами - от шампуней до кукол. Напомню: это главная улица столицы страны.
уличный музыкант тоже не вызывает большого зрительского интереса.
Сам по себе город типично советский. Во время войны он подвергся довольно сильным разрушениям, поэтому старой архитектуры осталось не много и застройка в центре в основном сталинская. В этом здании, например, как раз и заседает пресловутая молдавская сигуранца.
А вот просто панорама проспекта. Эти здания как раз скорее всего довоенные.
Напротив эклектичного, но обшарпанного здания Почты Молдавии
находится рыночек, где продаются всяческие свистульки, уменьшенные в 10 раз копии мальчика Гугуцэ в бараньей шапочке и тому подобная шняга. Это единственно в Молдавии место, где можно купить футболки, значочки, тарелочки и прочие изделия китайского производства с национальной символикой.
Впрочем, символики других стран, включая российскую .тут тоже предостаточно. Последней особенно много. Видимо, пользуется спросом.
Я, по своей давней страсти, искал там в первую очередь монеты и нашёл вот такого вот колоритного дядю. Но молдавский чекан у меня был весь, а румынского, нужного мне, дядя не предлагал вовсе. Советские же рубли мне были даром не нужны. Увы.
Что в Кишинёве явно контрастирует с общей убогостью обстановки, так это общественный транспорт. Он практически полностью состоит из новеньких троллейбусов, бегающих практически во все районы города. не иначе как какой-то ЕСовский грант слупили.
В общем, долго ли, коротко ли, но добрёл я до главной площади, по совпадению также носящей имя Штефана Чел Маре. На ней находится главная городская церковь, которой в позднеимперские времена не постыдился бы любой волостной центр Центральной России
а также триумфальная арка. Разумеется, в честь победы над французами. Я уже довольно давно выдвинул теорию, что всякая уважающая себя страна должна водвигнуть триумфальную арку в честь победы над французами. Молдавия не подвела. В дальнем левом углу - памятник тому же самому Штефану Чел Маре, знаменитый тем, что в уже далёком 1990 году за него вышла замуж какая-то малахольная молдавская поэтесса. Злые языки говорят, что впоследствии они родили троих детей, а потом развелись с жутким скандалом, но я не проверял. Я засел в одном из многочисленных кабачков, окружающих площадь, и стал пить превосходный мускат за 60 рублей бокал.
Именно поэтому я не пошёл дальше и вы не увидите снимков резиденции президента, которую 10 лет назад толпа малолетних сторонников европейского выбора под руководством забытой ныне Натальи Морарь. И памятника жертвам коммунизма не увидите. Это всё я видел из окна микроавтобуса, которым управлял уже известный вам Дмитрий. Уверяю вас, Кишинёв замечателен вовсе не этим. И в следующей серии вы это увидите.
Продолжение следует.