Долина Дрины Балканский китч Рашка
Нови-Пазар Косово. Север Косово. Печ. Косово. Печская патриархия. Косово. Высоки Дечаны. Косово. Приштина. Фрушка Гора. Сремские Карловцы. Босния и Герцеговина Черногория Македония Последним местом, посещённым нами в Воеводине, был её главный город Нови-Сад и расположенная в аккурат напротив него крепость Петроварадин. Точнее, так. Это город расположен напротив крепости, поскольку изначально возник как посёлок таджикских гастарбайтеров рабочих, съехавшихся со всех концов Австрийской империи для постройки этого стратегически важного объекта.
Австрийцам, отвоевавшим у турок средний Дунай, было исключительно важно как можно быстрее поставить близ границы фортецию в противовес турецкому Калемегдану, который и поныне находится прямо в историческом центре Белграда. Поэтому рабочих согнали в изрядном количестве, а поскольку из соображений секретности и борьбы со шпионами ночевать на стройке им не разрешалось, то жить им пришлось на противоположном берегу и каждый день добираться на работу на лодочках и паромах. Вот так вот и возник город, который в целях конспирации назвали Нёйзатц, что на немецких знаках и есть Новый Сад.
Кстати, в своё время наш гид уверял нас, что быки на переднем плане - это остатки одного из мостов, снесённых в 1999 году натовской авиацией. Они тогда разбомбили все городские мосты, но все, кроме этого, восстановили. У меня, правда, по этому поводу имеются определённые сомнения - очень уж старыми выглядят остатки.
За свою мощь и неприступность крепость была прозвана дунайским Гибралтаром. Путеводители любят упоминать, что за всё время существования Петроварадин ни разу не был взят штурмом; о том же, что его никто никогда и не пытался штурмовать, они, конечно, умалчивают.
Сейчас крепость, понятное дело, полностью утратила своё военное значение и используется как музей под открытым небом и заодно как место, где можно спокойно помедитировать с книжкою в руке.
Нови-Сад, как и Карловцы - типичный центральноевропейский город с непременными ратушей и костёлом на главной площади. Причём это именно что настоящий костёл, а не стилизованный под католический стиль православный храм: изрядную часть населения города в то время составляли, да и сейчас составляют, венгры, а при Габсбургах они тут вообще были титульной нацией.
Югославские коммунистические архитекторы, впрочем, и тут постарались и втиснули в архитектурный ансамбль какое-то уродливое монструозное здание.
Городская управа была бы ничем особо не примечательна, если бы не таблички на входе
Дело в том, что Воеводина - чрезвычайно многонациональная территория. Коренных народов здесь по большому счёту два (сербы и венгры), и помимо этого на здешние чернозёмы съезжались мигранты со всей бывшей Австро-Венгрии. Именно поэтому в автономном крае аж шесть официальных языков, что является европейским рекордом, но сильно не дотягивает до достижения ЮАР, которая после демонтажа апартеида решила не мелочиться и довела число государственных языков аж до 11 штук. На ратуше, правда, надписи только на четырёх - сербском, венгерском, словацком и русинском. Кстати, Воеводина - единственное место в мире, где русинский язык имеет официальный статус: на родине русинов, на Украине, он запрещён. Хорватская же и румынская надписи, видимо, просто не поместились. Да, чуть не забыл, до Второй мировой чуть не треть населения края составляли немцы, но потом с ними произошло сами понимаете что.
Живут здесь, судя по всему, и Цыганы: но, конечно, никто табличек на ихнем языке нигде вешать не собирается.
Ну а это главная пешеходная улица.
Пожалуй, на этом основные достопримечательности Нови-Сада заканчиваются: по крайней мере мы их искать не стали и выехали в Белград.
В этот день мы проехали 244 км и на этом закончили автопробег по бывшей Югославии.
Продолжение следует.