Долина Дрины Балканский китч Рашка
Нови-Пазар Косово. Север Косово. Печ. Косово. Печская патриархия. Босния и Герцеговина Черногория В Высоки Дечаны мы первоначально не собирались; так бы и проехали мимо, если бы не настоятельный совет моих случайных сараевских знакомых, отработавших несколько лет в Косово в ооновской миссии. Ну не то чтобы мимо - для нас это был крюк, но по идее не очень большой, поскольку, если верить паскудной программе-айго (да отсохнут рукиноги у её венгерских разработчиков), до Дечан от Печа ехать всего-то километров 15. При этом дорога, хотя формально и проходит по сельской местности, на самом деле представляет собой центральную улицу нескончаемых албанских деревень, переходящих одна в другую. Напомню, что Косово, при своём населении примерно в два с половиной миллиона (предполагаю, что точной цифры никто не знает), по площади меньше Московской области в восемь раз. Разумеется, в самих Дечанах нам пришлось потерять довольно изрядно времени, потому что указатель на монастырь на главной площади хоть и был, но очень маленький и незаметный, так что увидели мы его только благодаря счастливой случайности. Но всё бы ничего, вот только указывал он совсем в другую сторону. Видимо, таким образом местные власти пытаются отвадить случайных туристов от посещения идеологически чуждого учреждения. Хорошо хоть мы всё это довольно быстро поняли, вернулись обратно и поехали в сторону, противоположную предписанной. И действительно - метров через пятьсот дома кончились, а ещё через два километра перед нами нарисовался довольно внушительных размеров блокпост. Но мы были уже людьми, можно сказать, опытными, и понимали, что впереди явно находится не военная база, а охраняемый ЮНЕСКО памятник мирового значения.
На этот раз за охрану отвечали не словенцы, а итальянцы. Я их вообще-то недолюбливаю, поэтому расковать своим документом не стал, и заложником апеннинской собранности и организованности стал самый младший коллега.
Высоки Дечаны считается самым главным из православных монастырей Косово. Он и самый старый (здесь похоронен отец Стефана Душана - царь Стефан Дечанский), самый большой и обладает наиболее сохранившимися и ценными средневековыми фресками, относительно благополучно пережившими пятивековую турецкую оккупацию.
Собор Спаса Вседержителя считается крупнейшей средневековой церковью Балкан и действительно заметно отличается своими внушительными размерами от церквей, виденных нами и до, и после. Сербское царство не владело портами, находилось в стороне от большинства торговых путей поэтому масштабного строительства себе позволить не могло; так что собор Спаса на фоне, скажем, самых известных церквей домонгольской Руси выглядит не очень внушительно.
Изнутри собор расписан почти полностью, всего фресок более тысячи.
Качество многих росписей совершенно удивительное (фото
deselen)
и опять - практически полная тишина и пустота вокруг. Мы оказались единственными посетителями, не имеющими непосредственного отношения к монастырю. Единственными, кроме нас, недуховного звания тут были итальянские миротворцы, расхаживавшие по территории с оружием (фото
deselen)
и шелудивые коты. Конкретно эта скотина стала причиной некоторой, скажем так, неожиданной размолвки. Коллеге Юлию. с которым в отпуске вечно что-нибудь происходит, во время прогулки по монастырю позвонила дама сердца, дабы сообщить, что она страшно без него скучает и вообще. Поскольку подобного рода разговоры желательно проводить в уединении, коллега несколько приотстал от остальных и присел на скамейку, дабы ничто не отвлекало. К несчастью, случившийся неподалёку кот воспринял этот жест как легитимное предложение почесать у него за ухом и без лишних предисловий и предупреждений прыгнул к Юлию на колени, требуя любви и ласки. Не ожидавший такого сюрприза коллега подскочил на полметра и заорал на всю округу "Уйди, блядь!!!!", при этом трубку от уха, разумеется, не убрал. На что дама страшно обиделась, так что нам впоследствии пришлось убеждать её посредством электрической почты и даже выслать фотографию кота.
На обратном пути нам представилось ещё раз рассмотреть возможность рассмотреть монастырь издали, повнимательнее. Как хорошо видно на фотографии, он охраняется не хуже чем какая-нибудь тюрьма Сан-Квентин, проволока под током опоясывает даже монастырские сады и огороды, так что живущие вокруг бабуины не могут даже приблизиться к Высоким Дечанам. Подобные меры вполне оправданы, если вспомнить, что недавно бывали случаи, когда по монастырю стреляли из миномёта.
Нелишне при этом в очередной раз напомнить, что сербские православные монастыри - это единственное. что имеет на этой территории хоть какую-то историческую ценность. Значимых античных построек тут нет, турки тоже предпочитали обустраивать свои основные города и крепости в других местах, албанцы же не создали здесь ни-че-го. Несмотря на то, что они, по собственным утверждениям, живут здесь чуть ли не с каменного века. Кстати, если это правда, то охраняемые солдатами KFOR монастыри по большому счёту такие же сербские. как и албанские. Потому что до турецкого завоевания большинство албанцев точно так же, как и сербы, исповедовало православную веру. Но понять это современные бабуины очевидно не в состоянии.
Отягощённые всем этим зрелищем, мы решили остановиться в ближайшей лавке и запастись чем-нибудь соответствующим. В качестве фуражира был снаряжён Ваш покорный слуга, как наиболее продвинутый по части иностранных языков. Впрочем, поскольку учить албанский мне было как-то недосуг, это знание было совершенно бесполезным. Пиво в лавочке было в основном македонским и черногорским, но я, движимый совершенно неуместным в данном случае любопытством, таки отыскал в холодильнике несколько бутылочек местного напитка под названием "Peje" - в честь города, из которого мы только что приехали. Но потом я решил, что всё это неспроста, вернулся и прикупил немного уже опробованного ранее черногорского пива-никшичско. И как выяснилось, не напрасно. По поводу мастерства косовских пивоваров я хотел бы заявить следующее. Я всегда и везде стараюсь потреблять местное пиво. В знак уважения к гостеприимным хозяевам и вообще. Эта традиция исключений не знает, потому что до стран типа Ирана и Пакистана, где за подобные гастрономические предпочтения полагается секир-башка, я пока не добирался. Так вот, косовское пиво-печ уверенно заняло третье место в списке самых отвратительных пив, употреблённых мною за мою жизнь. По этому показателю оно почти догнало изготавливаемое в Дамаске пиво марки "Барада" (кстати, в Алеппо местное пиво на удивление совершенно нормальное). Первое место пока держит напиток, произведённый в городе Лида Республики Беларусь и купленный нами под новый, 2000 год в буфетной международного поезда "Москва-Прага".
Продолжение следует.