Босния и Герцеговина. Сараево. Часть 4.

Jun 21, 2013 14:20



Сербия
Дорога на Сараево
Сараево. Часть 1. Часть 2. часть 3.

Вы, наверное, спросите, что такое "Туннель жизни"? А это нечто вроде музея, посвящённого времени осады Сараево в 1992-95 годах. В это время город был практически полностью блокирован армией Республики Сербской, за исключением небольшой перемычки в районе аэропорта, при этом сам аэропорт контролировался не мусульманами, а силами UNPROFOR. Вот для связи с основной мусульманской территорией и был прокопан этот туннель. Карты осады развешаны в Сараево в нескольких местах и я, увидев одну такую, довольно долго тупил, пытаясь сориентироваться - где что. Потом до меня дошло, что они почему-то сориентированы так, что вверху оказался юг, а не север. Никаких разумных объяснений этому у меня нет, ну разве что авторы наглядной агитации принципиально решили сделать, чтоб не было, как у сербов, которые, как и все нормальные люди в Северном полушарии, помещают cевер вверху.





Как обычно у нас водится, простые поиски этого места вылились в целое приключение. Дело в том, что адрес этого места навигатор не находил, купить большую карту города я не удосужился, а карта в lonely Planet была такого качества, что использовать её в качестве ориентира было всё равно что ехать по глобусу. До определённого момента спасало то, что в Сараево, по существу, только одна большая улица, по которй нам предстояло ехать до самого конца, а потом свернуть налево. На наше счастье, в месте поворота обнаружился специальный указатель с надписью Tunel Spasa, такие же указатели вели нас и в дальнейшем, когда мы свернули с основной магистрали в пригород, застроенный добротными двухэтажными домами и примыкающий к ограждённой колючей проволокой взлётной полосе аэропорта. Но в один прекрасный момент на одной из развилок никакого указателя не оказалось, и мы свернули не туда, куда надо. Когда километра через полтора стало ясно, что направление было выбрано неверно, мы начали спрашивать дорогу у аборигенов, хотя, конечно, стоило просто вернуться обратно к последнему указателю (вариант, на котором настаивал Ваш покорный слуга). Но к то ж знал, что задавать подобные вопросы местным жителям абсолютно бессмысленно? Пользуясь их указаниями - а останавливались уточнить дорогу мы примерно каждые пятьсот метров, мы долго плутали по совершенно одинаковым с виду улицам, сделали полный круг вокруг аэропорта и вдруг с удивлением обнаружили, что все вывески вокруг выполнены на родной кириллице? При этом из города мы никуда не выезжали, о чём дополнительно свидетельствовал выехавший нам навстречу троллейбус. Это мы въехали в один из окраинных районов, оставшихся после войны в составе Республики Сербской, который теперь официально называется восточное Сараево и административно в состав боснийской столицы не входит. Тут наше невезение не закончилось, но не потому, что сербы более географически продвинуты, чем мусульмане. Просто нам показали дорогу до того поворота, где мы увидели первый указатель, благо было недалеко. В итоге мы опять повторили наш путь и в спорном месте поехали налево, а не направо и, действительно - метров через триста упёрлись в искомое - двухэтажный дом, изначально ничем не отличавшийся от своих соседей.



Однако же я, наверное, вас изрядно заинтриговал - почему у этого туннеля такое пафосное название и зачем его вообще копали? Официальную мусульманскую версию я в общих чертах почерпнул из соответствующей брошюры, купленной тут же на лотке. Книжку эту, к моему глубочайшему сожалению, куда-то подевал, поэтому рассказываю в общих чертах по памяти. Оказывается, ооновские злыдни, засевшие в аэропорту, не пропускали в осаждённый город грузы даже невоенного характера, точнее, разрешали, но в крайне ограниченных объёмах и всё проверяли, скоты этакие. И не разрешали перемещаться между Сараево и остальной мусульманской территорией также и людям, в результате чего они вынуждены были это делать нелегально, по ночам и под огнём снайперов. Поэтому у мусульман возникла крайняя необходимость прокопать тоннель под взлётной полосой аэропорта втайне и от сербов, и от ооновцев, с тем, чтобы в город беспрепятственно поступали продовольствие,медикаменты и прочая гуманитарная помощь. В общем, муслы тянут на ООН по полной программе, выставляя их чуть ли не союзниками сербов. Хотя если бы всё было так, как они пишут, осаждённые просто не дожили бы до момента открытия туннеля (его копали ровно 4 месяца - с 1 марта по 1 июля 1993 г.) не говоря уж о том, что если бы не UNPROFOR, Сараево было бы взято сербами в считанные недели, если не дни. Между прочим, англоязычная педивикия утверждает, что туннель использовался солдатами ООН наравне с мусульманской армией, то-есть неучастие ООН в его строительстве, а уж тем более неведение о нём, вызывает определённые сомнения. Кому в данном случае верить - непонятно.

Вход в туннель со стороны города в целях конспирации был размещён в подвале частного дома - вот почему, собственно, там и учинили музей.



Общая длина туннеля - 800 метров, из которых в настоящее время сохранилось примерно двадцать, которые специально сохранили и по которым пускают погулять туристов. По полу туннеля проходит нечто вроде рельсов, по которым можно было таскать вагонетки с грузами. Конечно, тесновато, но по сравнению с туннелями, прокопанными вьетконгом возле Сайгона - просто шикарно.



В самом доме находится небольшая экспозиция, посвящённая использованию тоннеля. Вот, например, что через него возили - гуманитарная помощь в виде американского армейского сухого пайка. Ещё один пинок в сторону ооновцев - не пропускали, видите ли, в город еду, Кстати, мне примерно в это же время довелось этой штуки отведать: пайки, снабжённые потрясающей русскоязычной этикеткой "Еда, готовая есть, натуральная", как-то попали к нам на факультет в качестве гуманитарной помощи.



А вот, собственно, и вагонетка с мешком то ли муки, то ли риса в ней. Слева торчит угол носилок, на которых возили раненых.



Ну а это уже почестнее - выставка всевозможных амуниций и армейских нашивок и регалий. Вышеупомянутая англоязычная педивикия говорит, что за время функционирования этого сооружения через него прошли от 2 до 3 миллионов (!!!) боснийских и ооновских военнослужащих. Формулировочка корявая, понятно, что речь о числе проходов.



Вот, собственно, и весь музей, вход в который стоит 5 боснийских марок или 100 рублей. Напоследок, когда мои друзья уже погрузились в нашу "Ауди", я решил купить магнитик и разговорился с продавцом, который, по его словам, воевал (возил бензин и боеприпасы), а также участвовал в строительстве туннеля. Естественно, на мусульманской стороне. Правда, особо содержательного разговора не получилось, ибо английским он владел слабо, а понимать сербскохорватский, пардон, боснийский язык можно только при очень медленном темпе разговора, на что у мня не было времени.



Продолжение следует.

Босния и Герцеговина, Югославия

Previous post Next post
Up