Сербия Дорога на Сараево Сараево. Часть 1. Несмотря на то, что Сараево с самого начала строился и развивался как административный центр османского владычества в этой части Балкан, в этом городе всегда жили представители многих религий, что при той этнической мешанине, которой всегда отличалась Босния, совершенно неудивительно. Этот город даже любили называть "балканским Иерусалимом". Хотя мусульмане практически всегда составляли здесь большинство населения, вплоть до последней войны почти треть населения Сараево составляли сербы, чуть поменьше 10% - хорваты, кроме того, здесь был очень высок людей, которые во время переписей называли себя "югославами" - это были либо дети от смешанных браков, либо просто люди с отчётливо югославским самосознанием. После боснийской войны и устроенных мусульманами этнических чисток (о них, в отличие от Сребреницы и Жепы, цивилизованный Запад опять же не очень любит вспоминать) большинство сербов были изгнаны из города и осели либо в восточных и западных пригородах, оставшихся под сербским управлением, либо вообще разъехались куда глаза глядят. Так же поступила и значительная часть хорватов, так что религиозный состав Сараево сейчас вполне адекватно определяется вот этой вот картинкой.
Это мечеть Гази Хусрев-бея - жившего в начале 16 века турецкого военачальника славянского происхождения, который. в частности, вложил много собственных средств в строительство нового исламского города, в частности. в эту мечеть, которая сейчас считается главной мечетью города, да и всей Боснии.
Меня тут спрашивали: отличаются ли внешне мусульмане босняки, скажем, от сербов? Ответствую - не отличаются вовсе; я имею в виду лица, конечно, а не манеру одеваться. Среди них, разумеется, попадаются люди совершенно турецкого вида, но такие и среди сербов есть. А так - много голубоглазых блондинов. Вообще, когда после намаза из дверей мечети вываливается толпа народу совершенно славянского вида, это производит несколько сюрреалистичное впечатление.
Надо сказать, что несмотря на то, что власти всячески стараются поддерживать представление о Сараево, как о космополитическом европейском городе, ревностных мусульман - женщин в платках и мужчин с характерными бородами - здесь гораздо больше, чем в том же Стамбуле. В принципе это довольно объяснимо: поскольку бошняки по языку, внешности и быту довольно мало отличаются от своих христианских соседей, "уход в ислам" - это самый простой способ национальной самоидентификации, на которую сейчас существует очевидный спрос. Кстати, непосредственно вокруг мечети Хусрев-Бея и примыкающего к ней медресе существует своеобразная "сухая зона" - рестораны и прочие забегаловки никакого спиртного не предлагают и при этом забиты битком. Так сказать, своеобразный халяльный оазис. Но стоит отойти на пару сотен метров подальше и жаждущий найдёт всё что его душе угодно, так что в этом плане ни светские сараевцы, ни весьма многочисленные туристы никакого дискомфорта не испытывают.
Прямо напротив выхода из мечети расположена улочка, на которой идёт бойкая торговля всевозможными сувенирами. Кстати, было довольно забавно наблюдать реакцию продавцов после ответа на вопрос, откуда, собственно мы приехали. После слова "Русия" они впадают в секундное охреневание, которое, потом, тут же меняется на стандартно-дежурную любезность. Но никакого негатива в наш адрес никто не высказал и не продемонстрировал ни разу, так что в этом плане наши первоначальные опасения (несильные, впрочем) не подтвердились.
Ближе к закату решили наконец сесть Пожрать. Заведение для этого, кстати, присоветовал мне продавец футболок, назвавший заведения, рекомендуемые справочником лонели-планет, нехорошим югославским словом. Не знаю насчёт рекомендаций путеводителя (хотя LP за последние годы действительно заметно изгадился как в плане точности информации, так и в плане её качества), но вот за совет ему отдельное спасибо. Там действительно отменно готовили мешано месо и жареный потрох всевозможных видов. Жаль только, что я название не запомнил. После еды, оставив товарищей возлиять отменную лозовую ракию, я решил ещё немного побродить по окрестностям и дойти до площади фонтана, благо до неё было рукой подать - всего одна трамвайная остановка. Трамвай, правда, ходил только в одну сторону и при этом не в ту, которая мне была нужна.
Трамвайная линия, несмотря на кажущееся обилие маршрутов, здесь фактически всего одна и тянется она через весь город, вытянутый узкой полосой вдоль долины реки. Параллельно ей по другому берегу идёт троллейбусная линия, тоже единственная, как я понимаю.
В городском фонтане никакой воды, разумеется, нет. Просто так называется беседка, раньше служившая окрестным жителям водоразборной колонкой. Её единственная ценность в том. что она очень старая. Сейчас это просто место, где любят тусоваться молодёжь и подростки.
На площади я увидел довольно умилительную сцену. В подобных местах часто скапливаются несметные полчища сраных голубей, которых специально прикармливают. Так было и тут - помоечные создания клубились вокруг радостно окормлявшей их группы детей, принадлежащих к разным национальностям, как выяснилось впоследствии.
этот-вот мальчик
равно как и девочка постарше, оказались местными мусульманами,
а маленькая девочка в розовом - дочерью хорвата и сербки из Хорватии.
Я это узнал, когда разговорился с её родителями. Мы очень мило побеседовали на разные темы, причём я даже извлёк из этой беседы изрядную пользу. Оказалось, что Славен (так звали мужа) несколько лет работал в ООНовской миссии в Косово, так что они дали мне несколько полезных советов на тему того, что именно следует там смотреть, а также заверили меня, что за последние годы не знают случаев, чтобы там швыряли камни или курочили машины с сербскими номерами. Хорошая пара, в общем. Они мне даже свой электронный адрес дали, чтоб я им фотографии их дочки выслал, но то ли неправильно написали, то ли ещё чего - но только отправить мне их не удалось.
По возвращении на базу я отметил заметные перемены в составе группы: Обскурант ушёл спать, а Денис с Юлием заметно приободрились и жаждали приключений, тем более что с наступлением ночи улицы стали ещё оживлённее.
Ну, в общем, приключения мы нашли довольно быстро, в виде заведения, где подавали исключительно прохладительные напитки, кофе и кальян. А надо вам сказать, что кальян (если это правильный кальян) в сочетании с предварительно выпитыми крепкими напитками производит совершенно убойное действие.
ну а за соседним столом тусовалась компания молодых муслов.
Нет-нет, ничего плохого не случилось. Я сыграл с ними партию в шахматы (и продул, что неудивительно, учитывая вышеописанные обстоятельства), потом мы покурили на брудершафт, а Юлий тем временем впал в совершеннейший коматоз, чем изрядно веселил прогуливающуюся публику. Кстати, это была та самая "сухая зона" у стен мечети. Под конец я подговорил хозяина сделать следующую штуку - мы спрячемся, а он разбудит спящего и скажет, что мы все ушли и он должен теперь расплачиваться за всё. Кстати, кофе и кальяны обошлись суммарно в 350 рублей, что, если сравнить с московскими ценами, так это просто плакать хочется. Шутка, правда, не удалась, потому что разбуженный просто встал и пошёл, как зомби в известной песне про убили-негра, так что потом пришлось ловить его по переулкам. Посетителей это всё изрядно развеселило и они стали всячески позировать и просить, чтобы мы прислали им домой фотографии.
Подытоживая события вечера, должен сказать, что он несомненно удался.
Оставшуюся часть экскурсии мы по объективным причинам отложили на утро.
Продолжение следует.