Добавляю ещё одну свою старую статью. В продолжение выложенного
ранее и добавленного
сегодня.
“Молодежь Дагестана”, 29 декабря 2000 г.
КАКИМ БЫТЬ ДАГЕСТАНУ В 21 ВЕКЕ?
Дагестан - страна людей свободных и богатых.
Дагестан - страна людей высокообразованных и развитой культуры.
Дагестан - страна, открытая для России, для всего мира, страна мира и спокойствия.
Дагестан - страна без коррупции.
Дагестан - страна людей нравственно чистых и высоких моральных устоев, и одновременно - страна людей, которым ничто человеческое не чуждо.
Дагестан - страна чистых и ухоженных городов и сел.
Дагестан - страна с самыми современными дорогами и средствами коммуникации.
Дагестан - страна, которую знают, уважают, любят в России и во всем мире.
Такой я хочу видеть нашу республику в наступающем 21 веке!
И я убежден, что стать такой страной мы можем только избрав твердо европейский путь развития.
Некоторые представители общественности стали упрекать меня за такой подход после
статьи «Европейский путь для Дагестана» («МД», 11 августа 2000 г.), приводя примеры из достижений азиатских стран и указывая на недостатки и пороки европейской культуры. Я пытался объяснить, что дело не в географии, а в характере принципиального выбора между гражданским обществом и обществом, построенном на иерархическом распределении индивидуальных прав и свобод, выбора между двумя принципиально разными концепциями устройства общественной, в том числе экономической жизни.
Но затем я открыл для себя, что они все это прекрасно понимают, просто не приемлют мой выбор. Они не умеют жить в системе координат свободного гражданского общества, и им нужен только повод, что опровергнуть мои доводы.
Достижение успеха через благорасположение власть имущих, чутко прислушивающихся к тому, что о них говорят п
одданные - один из атрибутов азиатщины. И именно критики европейского пути развития чаще всего встречаются среди тех, кто соревнуются в восхвалении первых руководителей Дагестана и (или) столицы республики (в зависимости от того, какая собралась аудитория).
Европейский путь неприемлем также для всех тех, кто не может признать неоспоримость абсолютного приоритета индивидуальных прав и свобод личности. Манипулирование понятием «права группы» (этнической, социальной, территориальной, конфессиональной) - это их хлеб, способ существования.
Это те, кто делает карьеру и бизнес, играя на национальных чувствах людей. Это те, кто встал на путь политизации религии, расширения вмешательства духовенства в светскую жизнь, навязывания обществу своего миропонимания. Это те, кто наживается на коррупции, ведет нечестный бизнес, те, для кого закрытая, непрозрачная экономика - манна небесная.
Речь действительно не о географии. И в самых развитых европейских странах часто можно встретить то, что называется азиатщиной. И в азиатских странах можно встретить то, что присуще странам с европейской моделью общественного устройства.
Речь о том, как мы хотим жить. Как сообщество равноправных и свободных граждан? Или как страна, в которой действует иерархическая система соподчинения, угодничества, раболепия, страна, в которой достигает успеха тот, кто преуспеет в лести, обмане и жестокости? Культ ума, таланта и трудолюбия или культ силы и должности?
Азиатский путь - это путь в прошлое. Европейский путь - путь в будущее. А ведь мы вступаем в новый век!
Европейский путь - это внутренне, органически присущий нашим народам, дагестанский путь развития. Азиатщина привнесена нам на протяжении веков многочисленными завоевателями и является отголоском тех эпох, когда непрошеные гости стремились подчинить нас своему влиянию. Неужели у нас нет гордости и мы не можем освободиться от навязанной нам азиатщины?!