В Челябинске после пролёта метеорита уже трудно кого-либо чем-то удивить. Есть всё в Челябинске: дома-призраки, блуждающие подземелья, неуловимые разрушители и т.п. Но, оказывается, в Челябинске есть и собственный "бермудский треугольник" (специально пишу с маленькой буквы). В этом треугольнике дома как бы и есть, но их и нет.
В конце октября 2015 г. я, узнав об этом таинственном явлении, сделал запрос в управление архитектуры и градостроительства. Ответ и фрагмент дежурной карты города получил очень быстро по электронной почте.
Оказалось, что, действительно, в треугольнике между улицами Труда, Свободы и путепроводом, по воле проектировщиков-планировщиков территории города, никаких зданий не должно находиться. Красные линии в этом треугольнике отсутствуют. Что же такое "красные линии"?
В соответствии с пп. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В свою очередь, к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары (пп. 12 ст. 1 ГрК РФ).
Иначе говоря, на интересующей меня территории может находится что угодно, но только не здания.
Посмотрим повнимательнее на увеличенный участок присланной мне дежурной карты.
В этом треугольнике и рядом с ним расположены несколько объектов культурного наследия и ряд старинных зданий с признаками объектов культурного наследия. Это:
1 - Дом Григорьева (ранее находился по адресу ул. Красноармейская, 60),
2 - Дом Пчелина (ул. Труда, 56),
3 - Дом Глазунова (ул. Труда, 40),
4 - Белые казармы (ул. Российская, 151),
5 - Дом Крупина (ул. К. Маркса, 41),
6 - Дом Культина (ул. Труда, 71),
7 - Флигель Пчелина (ул. Российская, 128),
8 - Дом Колесникова - Ус (ул. Российская, 150).
Все они, по мнению составителей дежурной карты и/или их заказчиков, не имеют право на существование и должны быть снесены.
Вот ещё один вид на этот участок периода конца 1970-х - начала 1980-х гг.
Однако, я предполагаю, что проектировщики были введены в заблуждение, и все эти красные линии были нанесены ими не по злому умыслу. Тем более, что в пределах челябинского "бермудского треугольника" находятся объект культурного наследия регионального значения - дом Григорьева и выявленный объект культурного наследия - дом Пчелина.
Предприниматель Григорьев Василий Павлович с 1904 г. занимался производством искусственных минеральных и фруктовых вод. Завод и склад располагались в одноэтажном кирпичном здании с подвальным помещением по адресу ул. Ильинская, 17 (этот адрес указан в справочнике В.Весновского "Весь Челябинск и его окрестности", 1909 г., затем до 2011 г. - ул. Красноармейская, 60). Эта постройка была снесена осенью 2011 г. Двухэтажный жилой дом Григорьев В.П. построил рядом со своим заводом в период с 1912 г. по 1915 г. Осенью 2011 г. дом был разобран. С использованием части деталей старого дома на ул. Труда, около здания с адресом Труда, 56, был возведён, по существу новый дом (пункт 1 на фрагменте дежурной карты). Однако и в настоящее время он находится в незавершённом виде. Эти фотографии, как и другие современные фото, сделаны в период 2014-2015 гг. Максимом Сазыкиным, Виталием Федуловым, Игорем Невзоровым и другими участниками сообщества "Челябинский Челябинск".
А так дом Григорьева выглядел до его переноса с ул. Красноармейской. По сведению Управления по госохране объектов культурного наследия, драгоценная деревянная резьба сейчас хранится на одном из складов города.
Дальнейшая судьба этого памятника истории и культуры регионального значения пока не ясна. Не удалось пока увидеть и документы, на основании которых дом был перенесён именно на ул. Труда. Находится он на территории, отданной в аренду на 49 лет собственику здания по адресу ул. Труда, 56, или, как повелось называть в последнее время - "дома Пчелина" (пункт 2 на фрагменте дежурной карты).
Полукаменный дом на улице Сибирской был построен в период с 1874 г. по 1882 г. на участке крестьянина села Чумляк Дмитрия Яковлевича Пчелина. В 1901 г. хозяин сменился - им ненадолго стал Каспер Г. Яуфманн, который в 1902 г. продал дом Иоганну Филипповичу Кейльбаху. До 1908 г. включительно в оценочных документах записывался «дом полукаменный», а с 1911 г. - как «флигель полукаменный». Очевидно после начала Первой мировой войны дом опять поменял владельца - тогда довольно активно вытесняли из владельцев недвижимости немцев и австрийцев. Хозяином усадьбы стал Мендель Берович Волосов. В 1916 г. дом был перестроен (правда, в документе не указан характер перестройки), до этого он описывается как полукаменное здание по 4 комнаты на каждом этаже. Уже в 1890-е годы этот дом использовался в качестве доходного. В июне 1893 года в одном из помещений этого дома Балашов П.В. под прикрытием зубоврачебного кабинета (принадлежал жене Балашова) организовал социал-демократический (марксистский) кружок, в который входили работники управления строительства железной дороги. Ранее Павел Васильевич Балашов был участником марксистского кружка Н.Б. Федосеева в Казани. В начале зимы 1896 г. в этом здании по инициативе П.В. Балашова собрались представители марксистских кружков Урала. На этом собрании было решено объединиться в одну социал-демократическую организацию «Уральский рабочий союз». Было избрано бюро, которое возглавил П.В. Балашов. В 1920-е годы в этом доме жила семья Ю. Либединского - одного из немногих челябинских писателей, ставшего весьма известным в СССР.
Так этот дом выглядел в начале 1980-х гг.
Есть надежда, что собственник этого здания начнёт его реставрацию весной 2016 г.
После получения фрагмента карты с "бермудским треугольником" мне удалось встретиться с начальником Главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска С.В. Самсоновым и главным архитектором города Н.И. Ющенко. Они пообещали организовать работу по зонированию территории, на котором находятся памятники истории и культуры, с нанесением красных линий. Очень надеюсь, что они выполнят это обещание и ещё одной призрачной территорией в Челябинске будет меньше.
Если с этими двумя объектами культурного наследия какая-то определённость по их сохранению появилась, то с судьбой остальных выше названных исторических зданий пока всё очень сложно.
По адресу ул. Российская, 151 находятся так называемые "Белые казармы" (пункт 4 на фрагменте дежурной карты) - выявленный объект культурного наследия. Белые казармы, народное название первых челябинских казарм. Были построены в 1872-77 годы в районе современной площади Павших революционеров, что освободило челябинцев от одной из самых хлопотных повинностей - постоя войск. Название возникло после 1911 г., когда в Челябинске были построены казармы в Заречье для размещения 196-го Инсарского полка. Заречные казармы, сложенные из красного кирпича, стали называть Красными, а оштукатуренные, городские - Белыми. Согласно архивным документам, в строительстве Белых казарм принимали участие архитектор Реутов, строитель-подрядчик Кутырев; печи были сложены крестьянином М. Крупиным. В годы Великой Отечественной войны в Белых казармах размещался учебно-тренировочный полк самоходной артиллерии, в настоящее время - госпиталь военный.
На дежурной карте красная линия проходит почти по восточному фасаду этого здания. То есть, это 140-летнее здание городу совершенно не нужно. Можно спокойно его сносить и расширять дорогу.
Нискосок от "Белых казарм" стоит дом Глазунова (ул. Труда, 40 - п. 3 на дежурной карте) - тоже выявленный объект культурного наследия. Этот дом в 3-4 комнаты был построен на участке (Солдатская площадь, 7) крестьянина Макара Емельяновича Глазунова не позднее 1888 года. В перечне жителей города Челябинска за 1890 год указан вид занятий Глазунова Макара Емельяновича - хлебопашец. Родился Макар Емельянович в 1812 году, а его жена Аксинья Севостьяновна - в 1811 году. Один из его сыновей - Дмитрий Макарович Глазунов (1852 года рождения) в 1890 г. имел звание кондуктора корабельной или береговой службы флота. Красная линия на дежурной карте отрезает его самый интересный южный фасад с красивыми наличниками.
Нет прав на существование и у так называемого "флигеля Пчелина" (ул. Российская, 128, пункт 7 на дежурной карте). Каменный одноэтажный флигель усадьбы Г.Я. Пчелина на улице Солдатской был построен в 1906-1907 годы. Главный фасад находился на ул. Казарменной (ныне ул. Российская). Красная линия режет этот дом пополам.
Одноэтажный угловой деревянный дом на ул. Российской 150 тоже мечтают снести (п. 8 на дежурной карте). Красная линия проходит за южным фасадом этого здания. В 1905 г. на этом участке был дом в 2 комнаты, принадлежал А. Колесникову. В 1908 г. участок с этим домом уже был в собственности Ус (Вансович) Евы Фрацевны. В 1911 г. то ли этот дом расширили до 4 комнат, то ли построили новый в 4 комнаты. В 1911-1916 г. в раскладочной ведомости записан за Ус (Вансович) Е.Ф. дом в 4 к. на углу улиц Казарменной и Исетской (16/52).
От дома Крупина (ул. К. Маркса, 41, п. 5 на дежурной карте) проектировщики оставляли всё-таки южный фасад, но собственник участка и здания И.И. Устюжанин решил, что и он не нужен. Подробно об этом доме и уголовном деле, связанным с его сносом, я расскажу через пару дней, а пока только фотографии.
И последний дом "вне закона" - дом Культина (ул. Труда, 71, п. 6 на дежурной карте).Дом на участке земли на углу улиц Солдатской (в настоящее время - ул. Красноармейской) и Сибирской (ул. Труда) построен ранее 1894 г. Этот участок принадлежал Якову Андреевичу Культину.
Таким дом был более 100 лет тому назад.
Именно для сохранения хотя бы части из выше названных старинных зданий и затевалась идея создания достопримечательной зоны "Исторический центр Челябинска". Увы, указание Тефтелева по реализации этой идеи выполняется чиновниками городской администрации из рук вон плохо.